Контрольные карты проверок (Check List)
Статья Дмитрия Малолетова из серии «Гитара и авиация»
Продолжая тему использования авиационных методов в музыкальной деятельности, имеет смысл остановиться на одном элементе, который является фундаментальным в летном деле. А именно обязательного использования «контрольных карт» или Check List’ов.
Что это такое и для чего нужно?
Перед запуском двигателя, перед взлетом, а также на разных режимах в полете летчик должен включить и проконтролировать работу тех или иных устройств, приборов или систем. В самолете их очень много (и с каждым витком развития авиации становится все больше) и все они имеют массу настроек, которые нужно проверить и обязательно проконтролировать их работу. Удержать все это в голове сложно, к тому же человек имеет свойства что-то забыть, он может отвлечься в процессе пилотирования и каких-либо вводных. Для того, чтобы исключить «человеческий фактор» в авиации создается список действий, который необходимо выполнить летчику на каждом этапе полета. Необходимость этих процедур возникла в следствии многочисленных аварий и катастроф на протяжении всей истории авиации. Например, часто бывали случаи, когда при заходе на посадку летчики забывали выпустить шасси и самолет приземлялся «на брюхо» (это кому повезло). Чтобы это исключить, перед посадкой введена обязательная процедура чтения «контрольной карты» (предпосадочного этапа), где летчик еще раз проверяет и контролирует выпуск шасси (и других посадочных систем).
В обычной жизни мы тоже часто создаем такую «карту». Например, собирая в дорогу чемодан, мы создаем список вещей, чтобы ничего не забыть. Многие мужчины хорошо знают что такое Chtck-list, когда идут в магазин (со списком необходимых продуктов, написанным женой:). Выходя из квартиры, мы автоматически делаем «чек-лист», проверяя: кошелек, ключи, телефон, документы и тд.
Этот прием (составление контрольных карт) эффективно использовать и музыкантам. Например, при подготовке к концерту составить список оборудования, проводов и всех вещей, которые необходимы для концерта. На саундчеке составить карту последовательности действий, чтобы не забыть установки нужных пресетов, настойки оборудования.
Казалось бы, что все это очевидные вещи и зачем об этом писать (хотя нередко бывают случаи, когда артист забывает концертные ботинки и ему приходится выступать во фраке и зимних сапогах:)
Но есть одна такая карта, которая лично для меня является очень важной. И именно о ней хотелось бы рассказать молодым музыкантам.
Предконцертный чек лист, который я называю «Выходя на сцену»
Данная карта читается за минуту до выхода на сцену, чтобы напомнить себе о важных вещах и войти в нужный настрой. Дело в том, что перед концертом музыкант (особенно начинающий свой путь) очень волнуется, находится в взвинченном состоянии, иногда даже в состоянии прострации. Его может «мучить» какая-то не очень хорошая мысль или что-то отвлекать. Словом, оперативная память «компьютера» перегружена не нужными в данный момент вещами и чего хуже, если в голове засел какой-то негатив. В это время необходимо сделать Reset и напомнить себе о по-настоящему важных вещах.
Первый пункт — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!
Выходя на сцену у артиста должно быть хорошее настроение. Это очевидная, всем понятная вещь, но не всегда эта теория осуществляется на практике. Перед концертом могут быть неприятности, например, по дороге на концерт ты поцарапал свою машину, у тебя на саундчеке сгорел усилитель, или звукорежиссер опять пьяный и не слышит гул по низам )))) — все это надо забыть. У тебя должно быть хорошее настроение, так как зрители хорошо считывают состояние артиста, выходящего на сцену. Надо понимать, что зрители купили билет, пришли на твой концерт и им совершенно не важно что там у тебя с машиной или что ты съел некачественного на обед…. Даже если будет не очень хороший звук или что-то пойдет не идеально, зрители это простят. Но они не простят, если ты не дашь им того, зачем они пришли. А пришли они, чтобы отвлечься от суровых будней и получить удовольствие. А какое тут удовольствие смотреть на недовольного музыканта, который погряз в проблемах и излучает негатив?
Артист должен дарить ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, а для этого оно у него должно быть. И перед концертом, когда вокруг суета, всякие вводные, какие-то неприятности, семейные проблемы, бессонная ночь в поезде, температура и тд, надо обязательно себе об этом напомнить: УЛЫБНИСЬ, ВСЕ ХОРОШО, У ТЕБЯ ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ! Именно с этими мыслями надо выходить на сцену, расправив плечи!
Второй важный пункт «контрольной карты» это… ВСЕ ЛЮДИ В ЗАЛЕ ТВОИ ДРУЗЬЯ!
Зачастую, по-молодости, я выходил на сцену как на экзамен. Зрители для меня были строгими судьями, которые пришли на концерт, чтобы «чутко следить и подмечать все мои ошибки». Понятно, что такая установка очень негативно сказывалась на выступлении.
В какой-то день, я понял, что зрители в зале вовсе не злые судьи, а мои добрые друзья. Мы же, когда берем гитару в кругу друзей, не испытываем каких-то волнений и не «сдаем экзамен». Мы просто получаем удовольствие и радуемся жизни в своей компании! На концерте должно быть тоже самое. Перед выходом на сцену надо обязательно подумать и вспомнить о том, что тебя в зале ждет веселая компания доброжелательных людей. И даже если что-то пойдет не так; что-то со звуком, с аппаратурой, порвется струна, или ошибки какие-то промелькнут — НИЧЕГО СТРАШНОГО. Твои зрители, твои друзья тебя любят и они простят, или вообще этих мелочей (которые ты считаешь очень важными) не заметят.
И, кстати, твои мысли о том, что люди в зале твои друзья и желают тебе только добра, откликается и у зрителей, которые каким-то образом «считывают» твои мысли и твой настрой. Если же думать о том, что зрители «злые судьи», которые будут ждать и радоваться твоим косякам, что они «лохи, ничего не понимают в настоящей музыке» ))), то так оно и будет! Зрители увидят (почувствуют) твой настрой и ответят тем же.
Я замечал неоднократно как настроение и отношение к зрителям считывается людьми в зале. Поэтому это важный пункт, о котором обязательно надо себе напомнить перед каждым выходом на сцену!
Предконцертный «чек-лист» мне очень облегчил концертную жизнь. Снялось какое-то давление, излишнее волнение, появилась легкость и раскованность.
Конечно, каждый музыкант может составить свою «карту полета» и ввести свои пункты, которые считает важными. Эти карты для каждого «режима» могут выполнять разные функции. Например техническую; выступая с цифровым пультом и процессором на сцене, перед некоторыми вещами мне надо было переключать пресеты на пульте и на процессоре, что я в горячке концерта постоянно забывал. Я записал в плейлисте (в программе концерта) технические дополнительные пометки и это здорово помогало. Есть карты выполняющие функции психологического настроя (о чем было написано выше). У меня была еще и физическая карта — выполнение специальных физических упражнений для поднятия тонуса. Ну и карта перед поезкой на концерт или гастроли, чтобы ничего не забыть.
Когда концертов у музыканта много, (например на корабле за 4 месяца я отыграл более 100 сольных концертов), то читать карту всякий раз не обязательно. Она уже вбита в память как мантра и становится частью твоего я. Но когда концерты раз в неделю, а то и реже, то надо напоминать себе для чего судьба тебе дала возможность быть музыкантом и выходить перед людьми на сцену.
Надеюсь, прочитав статью вы найдете применение авиационной практики использования чек-листов с пользой для себя.