Статьи
ДМИТРИЯ МАЛОЛЕТОВА
Эффективный способ выработки навыка
автор Дмитрий Малолетов
Любой вид профессиональной деятельности требует навыков, будь то строитель, ловко забивающий гвозди, или хирург, ювелирно владеющий скальпелем. Люди разных профессий тратят много сил и времени на овладение секретами своей работы.
Всем очевидно, что только через длительную практику можно стать мастером своего дела.
Музыканты, играющие на инструментах, как никто другой понимают значение обучения и ежедневных занятий. Достигнуть профессионального уровня — нелегкая задача. На это уходят годы, десятилетия! В процессе обучения у многих возникает желание как-то повысить эффективность занятий, более глубокого закреплять навыки и поддерживать хорошую формы.
Я бы хотел в этой статье рассказать об одном очень полезном упражнении, которое применяют в авиации.
Какая связь между обучением игры на гитаре и полетами на самолетах? Как было отмечено выше, в любом деле нужен прочный навык, а его выработка, имеет одни и те же законы.
В свое время я учился в летном училище (Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им. М. Расковой 1980-1985гг).
Стоит заметить, что профессия летчика не терпит «криворукости» и непрофессионализма. Если, например, музыкант сыграет «мимо нот» на концерте, то ничего страшного в жизни не произойдет. Если же летчик будет управлять самолетом «мимо нот», то погибнет он сам и другие люди. Любая ошибка, недоработка, недоученность летчика может привести к катастрофе. В связи с этой жизненно важной особенностью профессии, в авиации за более чем 100 лет развития выработались особые приемы и методики обучения, которые способствуют максимальной эффективности обучения и поддержания летных навыков.
С одной из таких методик я бы хотел вас познакомить.
«Пеший по летному»
У летчиков есть одно интересное упражнение, которое называется «пеший по летному». В чем оно заключается? Летчик берет в руки модель самолета и проговаривает все свои действия в полете, от начала запуска двигателя, до заруливания на стоянку. Но это не просто механическое проговаривание выученного наизусть текста, летчик должен, моделировать, представлять свои действия в полете. Постоянное выполнение упражнения способствует прочному «оседанию» информации в голове и уже в реальном полете это существенно помогает в управлении самолетом.
_____
Тут вспомнилась одна история из моей летной практики!
Как то мы, курсанты 1 го курса, с нашим инструктором на наземной подготовке поочередно выполняли упражнение «пеший по летному». Берет модель самолетика очередной курсант (назовем его «Сидоров») и начинает проговаривать все действия: «….. выруливаю на взлетную, запрашиваю РП «25-й, взлет круг САМ», после получения разрешения на взлет, удерживая тормоза, вывожу обороты 100%, проверяю параметры, давление масла, температуру выходящих газов, проверяю табло «нет красных», перевожу взгляд на ВПП и отпускаю тормоза. В процессе разбега удерживаю направление и ….»
Инструктор говорит: «Стоп! Стоп…. Слушай, Сидоров, ты тараторишь как трындичиха заученный текст! Чисто механически. А думаешь о чем-то своем. Ты же должен во время упражнения представлять себя в кабине, чувствовать телом, как дрожит самолет, на тормозах! Ты это чувствуешь?»
Сидоров смотрит, не понимая что от него требуется…
«Слушай, Сидоров» — продолжал инструктор — «Ты можешь представить, как ты выводишь РУД и самолет начинает весь дрожать! У меня вот аж мурашки идут от этих ощущений!!!»
Сидоров пытается поймать мысль и, видимо, это дается ему с трудом.
«Слушай Сидоров!, — продолжал инструктор — «Цель упражнения «пеший по летному не в том, чтобы быстро выговорить текст для галочки и зачет получить….. а для того, чтобы выполнить полет в своем представлении! Надо не говорить, а ЛЕТЕТЬ! Представлять! Моделировать! Ты понял?»
Сидоров стоит, молчит и не может осознать, что же он делает не так? Видя потерявшегося курсанта, инструктор на мгновение призадумался. Как же достучаться до сознания курсанта? Известно, что в инструкторы, для обучения курсантов, берут летчиков с педагогическими способностями и для того, чтобы донести мысль, они зачастую прибегают к образным метафорам.
«Слушай Сидоров!» — начал инструктор — «Ты онанизмом занимаешься?»
«Нет» — сходу, не задумываясь громко ответил Сидоров, оглядываясь на товарищей.
«Очень плохо, Сидоров! Это развивает ВООБРАЖЕНИЕ…» 🙂
_______
Продолжим. Итак, проговаривая и представляя все свои действия в полете, и делая это ежедневно, курсант получает некую фундаментальную основу, которая помогает в реальном полете.
Если же эту упражнение перенести на музыкальные занятия, то мы получаем отличный результат. Игра без инструмента, в своем воображении удивительным образом способствует развитию. И что самое замечательное, заниматься таким образом можно везде и всегда; в дороге, в спортзале или даже на уроках по «Истории Москвы» 🙂
При должной тренировке в воображении можно добиться и внутреннего звучания инструмента, того идеала, к которому необходимо стремиться. После этого, беря в руки гитару, мы чувствуем что-то «родное и близкое», ведь ты много думал об этом, и удивительным образом руки начинают подчиняться твоим наработанным мыслям.
Таким образом целесообразно заниматься и ритмом, и сольфеджио и другими предметами. Да и вообще все, что нужно изучить, освоить полезно продумывать таким образом и моделировать. Упражнение универсальное.
Обратите внимание, что при занятиях на инструменте уже не тратится время на «голову» и другие темы, которыми можно заниматься в другое время. Мы получаем эффективное распределение времени при занятиях.
Попробуйте и вы в скором времени увидите удивительный эффект. Руки сами будут играть то, что вы прочувствовали, о чем думали, что «проговаривали» накануне.
Главное в этом деле, не быть «Сидоровым», не превратить упражнения в формальное действо. Результат упражнение дает только при развитом, богатом воображении и чувственном представлении!
В следующей статье мы познакомимся и с другими авиационными методиками обучения, которые отлично работают при обучении игры на гитаре.