Часто приходится слышать о неком разделении людей на две больше группы — технари и гуманитарии. И музыкантов, конечно, относят к гуманитариям. Типа…. «Творческие люди», летающие в облаках… Мечтатели, романтики…. Технари же представляются многим задумчивыми «инженерами», которые живут точными рациональным расчетом.
Может в какой-то степени деление людей на группы и имеет основание, но музыканты если и стали «гуманитариями», то только в последние десятилетия. А сотни и даже тысячи лет, начиная с Пифагора, музыка относилась к точным наукам, к математике. В трудах Боэция и других философов точные науки состояли из 4-х дисциплин, : алгебра, геометрия, астрономия и музыка, и называлась квадвириум
Почему музыка была частью математики? Ответ прост. Строительным материалом музыки является звук, т.е. звуковые волны разной частоты, которые дают соответствующую высоту тона. Музыкальные звуки имеют тесную взаимосвязь, основанную на математических пропорциях. Анализируя колебание струны, древнгреческий философ Пифагор обнаружил удивительные числовые закономерности (вывел натуральный гармонический звукоряд (теорию обертонов). Филосов, живший 2500 лет назад, утверждал, что наш мир имеет математическую структуру — по каким числовым законам создан звук, точно по таким же пропорциям создана Вселенная. От пифагорейцев пошло и выражение «Гармония сфер», где космос рассматривался как некий «музыкальный аккорд».
Вплоть до 17-го века музыка, математика и астрономия были неразрывно связаны. Стоит вспомнить Галилео Галилея, великого астронома, отец и учитель которого /Винченцо Галилей/ был известным в свое время музыкальным теоретиком и лютнистом.
Музыкальные пропорции на протяжении веков использовались в архитектуре. Отношение сторон 3/2 это квинта — совершенный интервал, 5/4 это большая терция…. Отношение 6/5 это малая терция и тд. Архитекторы средневековья хорошо знали эти музыкальные законы пропорций.
Ньютон, открывший миру спектральную природу белого света, тоже был хорошо знаком с Пифагорейской музыкально-математической системой, поэтому связал световой спектр с музыкальной гаммой (диатоникой) — 7 основных цветов и 7 нот в диатонике.
Люди, которые занимаются музыкой, живут в мире звуков, математических пропорций и их мозг постоянно высчитывает музыкальную информацию.
Лейбниц прекрасно выразил мысль: «Музыка это бессознательная тренировка ума в математике.»
Так что, на счет музыкантов «гуманитариев» тут явное недоразумение…. Хотя, если взглянуть на этот вопрос шире, то все дисциплины и вся наша жизнь имеет математическую структуру. Мы и шага по лестнице не сделаем, если наш мозг не просчитает высоту ступеньки, расстояние шага, не сделает расчет переноса нагрузки тела с ноги на ногу и тд. Чтобы сделать один шаг надо просчитать миллионы параметров и сделать это на подсознании за долю секунды. Наш мозг — мощнейший компьютер, который опираясь на органы чувств, выполняет вычислительные операции. И этот «процессор» надо развивать, тренировать… И музыка в этом деле отличное занятие.