Творчество условно можно разделить на два вида Личностное (чистое) творчество и профессиональное творчество.
В первом виде процесса человек делает то, что хочет. Во втором — то что нужно.
В личностном творчестве человек получает удовольствие от процесса, профессионалы работают на результат.
Люди, которые занимаются личностным творчеством могут не задумываться о том, для чего и для кого он это все делает. Он реализует в жизнь свои мечты, потребность своей души, занимаясь любимым делом… Профессиональный же подход требует четкого понимания запроса целевой аудитории и точного расчета, для получения коммерчески востребованного продукта. Далеко не всегда решение конкретных задач приносит удовольствие, но тем не менее профессионал должен это делать.
На выходе профессионалы, как правило, выигрывают, так как они не рискуют, их творчество «подстоилось» под заранее просчитанный тренд. Люди другого склада, выпустившие свои творения в жизнь, как правило, не востребованы, так как их творческий продукт должен осознаться и признаться людьми. Для этого требуется время… Может сложиться впечатление, что настоящее искусство рождается только у личностных творцов. Профессиональный подход не может создать чего-то нового и необыкновенного. Но это не так. История музыки (думаю и в других областях такая же картина), показывает, что профессиональное «выполнение заказа» дает результат не только в коммерческом плане, но и в плане «чистого творчества». Талантливый художник, «подстраиваясь» под запрос общества, все равно сделает что-то интересное и сможет изыскано применить свои наработки.
Яркий пример — песня Владимира Кузьмина «Сибирские морозы», которую (по словам самого автора) написал «профессионал Кузьмин», а не «музыкант Кузьмин». Ему нужен был «народный хит» и музыкант его получил, используя все свои таланты. «Чистый творец Кузьмин» написал другие песни (например «Душа»), которые, кстати, не стали «народными» хитами, хотя сам автор их ценит куда более. В моем репертуаре тоже есть пьеса, которая была написана «холодной головой», по беспроигрышным секвенциям и гармониям 🙂 И принимается публикой эта пьеса лучше тех, в которые я вложил всю душу и десятилетия трудов. Такова жизнь… Четкий расчет побеждает, чистое творчество.
В чем смысл этого поста? Я думаю, что музыкантам, для того, чтобы выжить в этом мире, надо соединить в себе два этих подхода — чистое творчество и профессиональное планирование. В личностном творчестве надо искать новые идеи, интересные «фишки» и после этого «упаковывать» их в доступные формы, которые имеют спрос. Грань здесь, конечно, очень тонка… Ее надо для себя определить. Скатывание в крайние точки ведет или к потере времени (придется зарабатывать на жизнь чем-то другим) или делает из «художника» обыкновенного ремесленника.
П.С. В процессе обсуждения прошла мысль, о которой писал А.С. Пушкин «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». То есть личностное (чистое) творчество может стать коммерческим продуктом.
Конечно! Есть масса примеров… Созданный продукт по «вдохновенью» может «попасть» в резонанс запроса масс (если этим займутся грамотные бизнесмены). Но это бывает далеко не всегда.
Что касается коммерческого (профессионального) подхода, то, обратите внимание, что там люди ИЗНАЧАЛЬНО действуют по плану и расчету, хорошо изучив запрос «толпы». Получаем: в первом случае творчество «ведет за собой» зрителей/слушателей, во втором творчество «идет на поводу» у зрителей/слушателей, И в этом существенная разница! Поэтому некоторые акулы шоу-бизнеса выискивают перспективных талантов, предвидя коммерческий успех (как книгорговец в стихотворении Пушкина или «Полковник» у Элвиса Пресли), или создают свой «продюсерский проект», подкидывая народу то, что они хотят видеть/слушать. Первый путь рискованный, но рождает оригинал, второй вариант беспроигрышный, но, как правило, материал получается вторичный, работающий на сиюминутное потребление и быстрое забвение.П.С. В процессе обсуждения прошла мысль, о которой писал Пушкин «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». То есть личностное (чистое) творчество может стать коммерческим продуктом. Конечно! Есть масса примеров… Созданный продукт по «вдохновенью» может «попасть» в резонанс запроса масс (если этим займутся грамотные бизнесмены). Но это бывает далеко не всегда. Что касается коммерческого (профессионального) подхода, то, обратите внимание, что там люди ИЗНАЧАЛЬНО действуют по плану и расчету, хорошо изучив запрос «толпы». Получаем: в первом случае творчество «ведет за собой» зрителей/слушателей, во втором творчество «идет на поводу» у зрителей/слушателей, И в этом существенная разница! Поэтому некоторые акулы шоу-бизнеса выискивают перспективных талантов, предвидя коммерческий успех (как книгорговец у Пушкина или «Полковник» у Элвиса Пресли), или создают свой «продюсерский проект», подкидывая народу то, что они хотят видеть/слушать. Первый путь рискованный, но рождает оригинал, второй вариант беспроигрышный, но как правило материал получается вторичный, работающий на сиюминутное потребление и быстрое забвение.