Андрей Шепелев один из немногих музыкантов России, кто своим инструментом избрал малораспространенную в нашей стране разновидность слайд-гитары Добро. По словам самого Андрея: «Dobro это магия. Играя, можно не заметить, как пролетит весь день. Это медитативный инструмент, у него потрясающие возможности…» Но все же я думаю, не музыкант выбирает инструмент, а инструмент себе подбирает человека. Добро выбрала Андрея.
В этой статье хочется поговорить с человеком, кто беспредельно предан музыке, влюбленному в свою необычную слайд-гитару. Я надеюсь, что эту любовь, ту доброту которую несет в своем сердце Андрей Шепелев читатель почувствует даже, не слыша его музыки, через эти страницы…
Краткая биографическая справка:
Андрей Шепев родился Москве. Начал учиться на гитаре в 10 лет. Окончил Московский архитектурный институт (учился в одно время с Андреем Макаревичем и Алексеем Романовым). Параллельно учился в джазовой студии ДК «Москворечье».
В 1977-м году увлекся игрой на пятиструнном банджо.
Профессиональную карьеру начинал в легендарном Утесовском оркестре, исполняя два сольных номера на банджо во втором отделении концертной программы. Позже выступал в группах «Орнамент» и «Интеграл».
Андрей Шепелев человек, собравший вокруг себя музыкантов, которые позже стали называться группой «Кукуруза».
Автор многих песен репертуара Кукурузы, которые популярны и узнаваемы не только в России, но и в Америке.
После 20 лет игры на банджо, освоил новый инструмент добро, который в настоящее время для него стал основным.
Член BMI с 1993 года. В США издано более 15 его произведений.
Преподавал в Теннеси банджо институте курс 5-ти струнного банджо.
Как сессионный музыкант участвовал в записи альбомов групп: «ДДТ», «Машина времени», «Браво», «Блестящие», «Антропология» и др.
Участвовал в записи альбомов: Жанны Бичевской, Валерия Меладзе, Александра Шевченко, Андрея Баранова и многих-многих других.
Организатор и руководитель группы ГрАссМейстер, с которой выступает по сегодняшний день.
В 1994-м году по итогам года группа ГрАссМейстер получила премию Правительства России в области качества.
Андрей! Когда ты впервые взял добро инструмент в руки?
До середины 70-х я как и большинство моих ровесников, увлекался Битлами, гитарой и рок-н-роллом. Во дворе, в школе и в институте мы играли музыку своих кумиров и пытались сочинять собственные песни. Интересно было все, что имело к этому отношение.
Примерно в 1975 году я услышал альбом, который перевернул всю мою жизнь. Это Eric Weissberg & Deliverans «Rural Free Delivery». К тому времени, как мне казалось, у меня был некоторый опыт в музицировании, меня увлекали вещи, в которых были сложные гармонии, замысловатые ритмы и т.д. Я даже поступил в Московскую джазовую студию «ДК Замоскворечье». Этот альбом меня потряс тем, что вся музыка, которая там звучала, игралась на трех аккордах!
«Мы еще не все взяли от натурального мажора!» — подумалось мне тогда.
Этот альбом открыл мне глаза на то, что в музыке важна не сложность замысла как таковая, а эмоциональность, искренность и, конечно же, исполнительское мастерство. Eric Weissberg играл в этом альбоме на 5 инструментах: Banjo, Dobro, Pedal steel, mandolin и Фиддл. Поражало то, что я, человек играющий на гитаре, совершенно не мог представить себе как это возможно ТАК играть на инструментах!!! Вся моя последующая музыкальная жизнь стала поиском ответа на этот вопрос. Первое, что сшибало с ног, — это 5 струнное банджо и техника игры на нем. Не меньше впечатляло добро и Педал стил, но банджо было на 1-ом месте.
Долгие годы я изучал этот инструмент, собирал всю возможную информацию о нем, записи и нотную литературу, которую достать в России было крайне трудно. 15 лет было отдано 5 струнному банджо. Можно сказать, что итогом этого стало приглашение в Теннесси банджо институт в качестве преподавателя. Это были мастер-классы в номинации: использование банджо в рок музыке. Что интересно, именно там я встретился с тем самым Эриком Вейсбергом. Как интересно замкнулся круг!
Играя на банджо, я с возрастающим интересом изучал добро. В конце – концов добро стало главным моим инструментом. Позже, из разговоров с разными музыкантами, я понял, что в этом есть закономерность – не я один перешел с 5 струнного банджо на добро.
В те времена, когда у меня не было настоящего добро, я играл на переделанной для этих целей акустической гитаре. Моя первая профессиональная запись на фирме «Мелодия» была сделана на этом инструменте. Это альбом «Фокусник» группы «Кукуруза» 1987г. Впервые настоящее добро у меня появилось спустя 8 лет, после того, как я впервые начал играть этой техникой вот на той самой переделанной гитаре. В середине 90-х у меня появилось настоящее добро фирмы Original Dobro Company, которое я использовал в концертах вместе с банджо.
Каковы, на твой взгляд, основные сложности освоения этого столь экзотичной «гитары»?
Техника игры на этом инструменте имеет целый ряд особенностей:
Во-первых, — это игра слайдом. Манипуляции этим предметом требуют достаточно серьезной практики, ведь по сути дела, работа слайдом это примерно то же самое, что гитаристу играть по грифу одним пальцем. Но могу сказать: знание определенных приемов этой техники позволяет достичь таких результатов, что возникает ощущение полноценной гитарной игры.
Во-вторых, на пальцы правой руки надеваются специальные медиаторы, мы их называем «когти». К ним тоже нужно привыкнуть. Требуется некоторое время для того, что бы научиться через них чувствовать струны. Лично у меня это не вызывало никаких затруднений, т.к. я уже долгое время играл на банджо, где используются точно такие же когти и похожая техника.
В чем же секрет звука? Ведь добро имеет какой-то собственный, непохожий ни на что характер звучания! Да, как настраивается данный инструмент?
На добро используется открытый строй, самый распространенный из них — соль мажор (1-ре, 2-си, 3-соль, 4-ре, 5-си, 6-соль) точно так же, кстати говоря, настраивается русская семиструнная гитара.
Хорошее добро имеет очень яркий и впечатляющий звук. Причиной тому является специальный резонатор, именно он сообщает инструменту этот неповторимый, завораживающий тембр, который привлекает музыкантов разных стилей. Гитары с таким резонатором называются «Резофоник гитары».
Если можно поподробнее. Откуда пошли эти гитары, кто вообще основатель данной техники игры?
Так же, как невозможно узнать имя изобретателя колеса, теперь невозможно докопаться до имени того, кому первому пришла в голову мысль взять тяжелый гладкий предмет и начать играть им по струнам. Но это произошло, и мы сегодня имеем в своем арсенале целое семейство очень интересных инструментов. Это и ДОБРО, и ГАВАЙСКАЯ ГИТАРА, и СЛАЙД-ГИТАРА, и НЭШНЛ, и ПЕДАЛ-СТИЛЛ ГИТАРА и т.д. Эти очень разные по своему устройству и технике игры инструменты объединяет одно – звук на них извлекается с помощью слайда, т. е. металлического или стеклянного предмета с гладкой поверхностью. Итак, чтобы не путаться, разберёмся что к чему. Гавайская гитара, хорошо известная нашим бабушкам и дедушкам,
появилась в США в начале прошлого века на волне тогдашней моды на «гавайскую музыку». На Гавайях на ней играли в народных ансамблях, хотя известно, что это не коренной инструмент в местном фольклоре. По одной из версий, способ игры на гитаре с помощью слайда завезли на острова голландские моряки. Гавайцы применили его в своей музыке, якобы потому, что певучий звук этой гитары был весьма подходящим для исполнения мелодичной и сентиментальной местной музыки. Тогда это была обычная гитара, но играли на ней сидя, положив ее на колени. В качестве слайда использовали либо металлическую пластину с закругленным ребром, либо просто цилиндр.
Под влиянием ли гавайцев, или сами по себе в дельте Миссисипи исполнители блюзов тоже любили побаловаться посторонними предметами по струнам. Но они одевали на палец отколотое бутылочное горлышко. Такая техника относится к слайдовой гитаре и называется «баттл нэк». Сейчас применяют для этого либо стеклянную, либо металлическую трубку.
Названия добро и нэшнл связаны не столько со слайдовой техникой, сколько с конструкциями специальных резонаторов и фирм их выпускающих. Инструменты с этими резонаторами точнее было бы называть резофоник-гитарами. Потому что изначально добро и нэшнл это все-таки названия фирм-производителей, а не инструментов.
Итак в 20-е годы прошлого века в США на рынке музыкальных инструментов появляется новинка. Братья Допера, американцы чешских корней, изобретают резонаторы для струнных музыкальных инструментов с целью усиления громкости их звучания. Сначала был изобретен резонатор типа «нэшнл». Была создана фирма «НЭШНЛ» по их изготовлению и продаже.
Через пару лет была придумана более сложная конструкция, с той же целью, и создана новая фирма для их выпуска. Придумывая название для нее братья остановились на слове «DOBRO» по двум причинам. Во-первых, в нем было зашифровано словосочетание Dopera Brothers, во-вторых, слово dobro на всех славянских языках означает «хорошо», что их радовало, ибо их родители – выходцы из Чехии. Обе конструкции оказались удачными и дела фирм шли хорошо. Джон Допера ставил свои резонаторы практически на все струнные инструменты: гитары, мандолины, банджо, даже скрипки, и конечно на «гавайскую гитару», которая была очень популярна в то время. Они хорошо продавались, до тех пор, пока не изобрели электромагнитный звукосниматель, а вместе с ним и электрогитару.
С таким монстром, этому резонатору конкурировать было довольно сложно. Но от резофоник-гитары не отказались те музыканты, которые играли слайдовой техникой. Действительно, в сочетании с ней появилось новое качество. Это не просто усиление громкости, получился такой интересный звук, от которого просто нельзя отказаться. Поэтому именно на слайдовых гитарах этот резонатор дожил до наших дней.
Основным элементом конструкции нэшнл и добро является алюминиевый конус. Он работает по принципу диффузора громкоговорителя. Находится внутри корпуса гитары. Сверху закрыт металлической крышкой, напоминающей вентиляторную решетку. Блюзовые музыканты предпочитают конус типа «нэшнл», у него резче звук, но он довольно быстро гаснет. Фолк-музыканты предпочитают конструкцию «добро». У него звук мягче, кантилена более яркая. Я не буду подробно останавливаться на всех разновидностях резофоник-гитар, их много, отмечу две большие гуппы: гитары с обычным испанским грифом – для игры техникой «баттл нэк», и с квадратным в сечении грифом, для игры «гавайской» техникой. У последней струны высоко подняты над ладами, и при игре она располагается горизонтально. И добро и нэшнл как раньше так и теперь выпускаются и с деревянными, и с металлическими корпусами.
Металлический корпус сообщил еще одно название инструменту — стилл-гитара. Со временем оно закрепилось за всеми гитарами на которых играют «гавайской» техникой, в том числе и на электрические инструменты. Самой простой является шести- или восьми-струнная гитара, которая кладется колени. Ее более точное название леп-стилл.
Особый интерес вызывает педальная стилл-гитара. Это самый сложный по конструкции слайдовый инструмент. Смысл его в том, что в нем как на арфе, используется система педалей и коленных рычагов, позволяющая изменять натяжение отдельных струн во время игры, меняя тем самым строй инструмента. Таким образом в одной и той же позиции могут быть сыграны разные гармонические функции. Прибавьте сюда скольжение слайда по грифу, и вы получаете неограниченные возможности как в гармоническом так и мелодическом плане. Они бывают 10-ти и 12-ти струнными. Бывают с двумя грифами, с разным строем и разными по функциям педалями.
Но вернемся собственно к добро. Это акустическая слайд-гитара, изобретенная Джоном Допера в 20-е годы прошлого века. Очень быстро стала популярной в среде музыкантов, играющих традицию: блюз, блюграсс, фолк, и кантри. Долгое время этими жанрами и ограничивалась ее «среда обитания».
Как тебе удается донести звук в зал? В чем вообще сложность озвучивания инструмента на концертах и на записи?
Изумительный результат дает игра в микрофон, но в концертных условиях, сигнал, который можно получить с микрофона, бывает недостаточный из-за обратной связи. Скажу сразу, на сегодняшний день полноценно подзвучить добро на концертах невозможно. Если использовать электромагнитный датчик, который «слышит» только струны, то мы получим обычную электрогитару. Всевозможные конструкции пьезо-датчиков, помимо того, что пьезо сами по себе далеки от идеала, они не годятся еще и тем, что от них всегда идет провод, а любое прикосновение к звучащему элементу резонатора ухудшает качество его звучания. Микрофон был бы идеальным способом подзвучки этого инструмента в концертных условиях, если бы ни его низкий порог обратной связи. Я использую комбинацию из микрофона и специального магнитного датчика, который придумал 5 лет назад. Это не обычный электромагнитный датчик, он «слушает» не струны, а непосредственно сам конус (звучащий элемент резонатора). Но и этот вариант я не считаю идеальным, у него есть серия недостатков с которыми приходится мириться. Главный из них низкий порог обратной связи, поэтому в студии я никогда не использую никаких пикапов и никаких джеков. Добро в студийных условиях записываем только в микрофон.
Электронный Лап-стил имеет большое отличие игры от игры на добро?
Если нам необходим в аранжировке электронный обработанный звук я использую Лап Cтил (Lap Steel) это электрогитара, приспособленная для игры слайдом. Имеет тот же строй, что и добро, только вместо акустического резонатора, снабжена электромагнитными датчиками. Техника игры такая же как и на добро. Отличие лишь в том, что мы имеем дело не с акустическим звуком, а с «эклектическим». А звук всегда накладывает свои нюансы на технику звукоизвлечения.
Ты много выступал в США, на родине кантри. И расскажи об интересных встречах с известными музыкантами, которые без сомнения у тебя были. И конечно, очень интересно читателям будет узнать тот факт, что ты являешься единственным в России официальным эндорсером инструментов добро. Как это произошло?
1991-1993гг. – период продолжительных гастролей по США с группой «Кукуруза». Это была тяжелая концертная работа с большими переездами. За это время мне удалось довольно близко познакомиться как со страной в целом, так и, что очень важно для меня, с музыкантами. Были и совместные выступления на сцене, и фестивальные джемы, и просто живое общение. Я участвовал в ворк-шопах исполнителей на добро вместе с Джерри Дагласом, Татом Тейлором, Селли Ван Митер. Были совместные концерты с американскими группами: “Seldom seine”, “Midnight ploughboys”; музыкантами: Дери Дагласом, Джоном Маккьюином, Марком О’Коннором и др. Работали на студии вместе с Маурой О’Коннелл и Дежерри Дагласом.
Однажды произошел интересный эпизод. На ворк-шопе исполнителей на добро на фестивале, который устраивал Док Ватсон в память о погибшем сыне, человек из зала, обратившись ко мне, сказал следующее: «Андрей, вы человек из России, у Вас в руках наш американский инструмент добро, мы здесь очень любим этот инструмент и знаем практически всех интересных музыкантов этой страны, но вы, человек новый, вы приехали из России и Ваша страна, это страна богатой музыкальной культуры, не могли бы вы нам показать что-нибудь, что относится именно к вашей русской культуре?» И я тогда сыграл несколько произведений с вариациями на тему песни «Черный ворон», — это произвело очень сильное впечатления на аудиторию, я даже не ожидал. После ворк-шопа Тат Тейлор, который сидел рядом со мной на сцене, попросил меня записать для него то, что он только что услышал, и после этого предложил мне инструмент, который делает компания его сына Rich&Taylor. Это был не просто подарок, это было еще и «деловое предложение», т.к. по заключенному контракту я давал разрешение фирме использовать свое имя в рекламе ее продукции.
Однажды, работая над альбомом, который у нас выходил на фирме «Sugar Hill» для записи трека Falling Corns мы пригласили Джерри Дагласа. Это без всяких сомнений легендарный музыкант и лучший исполнитель на добро. Мы с Джерри играли эту вещь в два добро. Это незабываемое впечатление и, безусловно, я очень сильно волновался. После того, как запись была закончена, Джерри протянул мне свой инструмент и предложил поиграть на нем. Это было добро, изготовленное известным мастером Тимом Ширнхорном. Звук меня потряс! «Если тебе нравится как оно звучит», — сказал Даглос, – «Я могу оставить его тебе на запись этого альбома». Позже, когда альбом вышел в свет, мы прочитали указание на то, что в записи использовано добро Тима Ширнхорна. После этого, в одном из туров, к нам на концерт пришел сам Тим Ширнхорн и сказал: «Спасибо за то, что вы указали мой инструмент в своем альбоме, для меня это очень важно!» Мы подружились с этим замечательным человеком. От него я узнал много тонкостей об устройстве и конструкции добро.
Насколько я знаю, ты постоянно занимаешься разработкой своих собственных моделей. Мне хочется привести цитату из интервью одного известного московского музыканта Николая Садикова:
«… Как раз в это время я познакомился с прекрасным гитаристом Андреем Шепелевым, который виртуозно владел гавайской техникой игры слайдером (и не только, он еще прекрасный банджоист).
Этот гитарист играл на необычной, резонаторной гитаре, которая называлась «ДОБРО». Кроме этого, у него была резонаторная гитара сделанная нашим российским мастером Виктором Стеценко по чертежам самого Андрея Шепелева. Кстати, резонатор для этой гитары сделал сам Андрей. Впоследствии я купил у него эту уникальную, можно сказать, историческую гитару. Так я начал осваивать этот инструмент.»
Как и многие музыканты выросшие в СССР в обстановке полного дефицита музыкальных инструментов мне приходилось пытаться как то выходить из ситуации. Изучая различные конструкции, я делал чертежи инструментов, которые благодаря рукам гитарных мастеров начинали звучать.
В этом году, кстати говоря, используя накопленные знания, с московским мастером Николаем Гусевым мы сделали очень достойное добро.
Поработав в Америке на лучших сценах, а также преподавателем в престижном музыкальном заведении каково твое отношение к Америке? Почему на твой взгляд там есть возможность реализации таланта?
К Америке, как к стране, я отношусь доброжелательно, но без фанатизма. Что мне в ней действительно нравится, так это то, что ею управляет здравый смысл. Если вы предлагаете на рынок стоящий продукт, то это непременно вызывает эффект «снежного кома». Приехав однажды и дав концерты в двух школах и одном университете штата New Hampshire, мы, никому не известная группа уже через месяц играли в Нэшвилле в Grand Ole Opry, через пол года попали в Star revue журнала “BillBoard”, а через два года я был приглашен в Нэшвилл в Теннеси банджо институт в качестве преподавателя.
Да, увы в России здравого смысла в шоу-бизнесе пока нет… Тем не менее, ты уже 10 лет руководишь прекрасным коллективом ГрАссМейстер, который уже много лет является одной из лучших акустических групп нашей страны. Расскажи коротко о группе, о ближайших планах?
С 1995 года моя жизнь связана исключительно с проектом «ГрАссМейстер». Это очень интересный проект. Мне удается в нем использовать прежний мой опыт, а главное, двигаться дальше. ГрАссМейстер – это четыре талантливых музыканта, которые постоянно что-то выдумывают. Это Тимур Ведерников (гитара), Алексей Плещунов (бас-гитара), Евгений Билый (ударные). Группу довольно сложно заключить в одни стилевые границы, т.к. музыкальные интересы всех четверых весьма широки и разнообразны, и именно это мне больше всего нравится.
Сейчас у нас на выходе новый альбом. Он целиком инструментальный, его содержание выходит далеко за рамки ожидаемой от группы ГрАссМейстер музыки. Это не то, что обычно группа делает на концертах, это не то, что было когда-то записано и издано, — это абсолютно новая грань в нашем творчестве. Это то, что давно хотелось сделать, но не было возможности, это то, что наиболее важно для нас самих, как художников, это то, что рождается в душе без оглядки на конъюнктуру и прочие подобные вещи.
Альбом писался 2 года. Несколько раз мы откладывали запись и снова возвращались к ней.
Главной идеей альбома является сочетание традиционных акустических инструментов и новых компьютерных технологий. Альбом содержит как сугубо студийные вещи, так и композиции, которые писались в режиме живого музицирования.
Выход альбома практически совпал с 10-ти летним юбилеем группы. Можно сказать, что это итоговый альбом десяти лет нашей жизни. В него вошли как новые, так и старые, нигде ранее не издававшиеся, композиции. Вошел в альбом и «Черный ворон». Есть еще не обычное для нас произведение в этом альбоме, это общеизвестная песня The Beatles “When I’m Sixty-Four”. Причиной тому является то, что в 2006 году Сэру Полу исполнится 64 года.
У вас выработалась очень интересная форма записи, которая дает блестящий результат. Если можно расскажи как вы записываете композиции?
Методика записи зависит от характера произведения. Для записи акустических инструментов, таких как: добро, гитара, мандолина и т.д., мы используем ламповые микрофоны. Бас-гитару обычно записываем в два канала. Один – комбик — микрофон, а второй — в линию. В последствии смешиваем эти два канала в желаемой пропорции. Так же при записи последнего альбома мы активно использовали сэмпловые библиотеки различного характера.
Запись мы делаем на своей репетиционной базе, которая одновременно является и студией.
После того, как материал записан дальнейшую работу уже делают специалисты по сведению и мастерингу.
Андрей! Большое спасибо тебе за столь интересное интервью! Я надеюсь, что многие читатели обязательно заходят услышать твое творчество и творчество группы ГрАссМейстер на концертах и на пластинках.
Успехов тебе!
В заключении хочется сказать, что данный материал статьи является лишь небольшой частью нашей беседы. К сожалению, рамки статьи не позволяют описать множество интересных событий, которые произошли в жизни Андрея Шепелева в его столь богатой творческой биографии. Однако хочется выдать вам небольшой секрет… Сейчас Андрей готовит к выпуску уникальное учебное пособие по игре на слайд-гитаре добро. Без сомнения, это будет настоящий подарок для молодого поколения музыкантов, которые откроют для себя удивительный мир этого инструмента и смогут постичь тайны мастерства.
Беседовал Дмитрий Малолетов
«Черный ворон» русская народная песня. Исполняет на Добро Андрей Шепелев.
Андрей Шепелев и Дмитрий Малолетов на студии «ГрАссМейстер» 16 марта 2023 г.
«…C Андреем Шепелевым я знаком уже более 30 лет. Мы много выступали вместе на концертах и сотрудничали в студийной работе. Общение с этим человеком, имеющим за плечами такой опыт и знания, мне принесло огромную пользу. Я многому научился у Андрея в профессиональном отношении.
Но помимо этого, важно отметить и человеческие качества: его общую культуру, художественный вкус, способность к глубокому анализу самых разных вопросов, его житейскую мудрость. Общение с ним наполняет душу, обогащает, окрыляет….
Мне повезло в жизни, что судьба свела меня с такой яркой личностью и нас связывают не только профессиональные отношения, но и настоящая дружба.
Дмитрий Малолетов
Импровизация на тему песни «Ой Мороз Мороз»
Андрей Шепелев, Дмитрий Малолетов и группа «DM Blues JAM» 2013 г.