Журнал Music Box
В сентябре этого года вышел в свет инструментальный сольный альбом Дмитрия Малолетова «Сентябрь». Мы встретились с Дмитрием, чтобы поговорить о новой работе, о музыке, о жизни…
Дмитрий Малолетов начал карьеру в аккомпанирующих составах звезд эстрады в конце 80-х годов, еще будучи студентом эстрадного отделения института культуры. Звучание его гитары можно было услышать на десятках альбомов популярных исполнителей того времени. Однако в 1995-м году он неожиданно для коллег по шоу-бизнесу отошел от коммерческих проектов и стал заниматься исключительно инструментальной гитарной музыкой. Известность в качестве сольного гитариста пришла после Международного гитарного фестиваля “Washburn days in Russia”, проводимым журналом Music Box. В этом же году Дмитрий выпустил видеошколу «Фортепианная техника игры на гитаре», в которой продемонстрировал новые приемы игры на гитаре TouchStyle (независимый тэппинг) и обозначил методику обучения игры этим необычным способом. Видеошкола вызвала интерес в российской гитарной среде, так как это было первое русскоязычное учебное пособие по данному виду техники.
Через год вышла в свет книга «Прогрессивная техника игры на электрогитаре», в которой был еще более глубоко проанализирован способ игры TouchStyle. Эти две работы, по сути, заложили основу российской школы независимого тэппинга и ее плоды долго не заставили себя ждать. Десятки последователей Дмитрия Малолетова овладели игрой этим способом. Многие его студенты стали профессиональными музыкантами… Один из его учеников, Сергей Галоян, достиг небывалого мирового успеха, правда не как гитарист, а как продюсер и композитор многих хитов популярной на Западе группы «ТаТу».
В 2000-м году вышел первый сольный альбом Дмитрия Малолетова «Рыцарь гитары», на котором было записано 14 гитарных пьес. Через два года вышло второе, переработанное издание диска.
На протяжении многих лет Дмитрий Малолетов является автором статей нашего журнала. В настоящее время музыкант активно концертирует как сольно, так и со своей группой.
M.B. Дмитрий, твой первый диск «Рыцарь гитары» вышел в 2000-м году… Вот только сейчас, наконец-то, вышел второй, «Сентябрь». Чем вызван такой длительный период?
Д. М. Это проблема практически всех сольных музыкантов. Почему так редко выходят диски инструменталистов объяснить просто: инструментальную музыку звукозаписывающие компании не рассматривают как полноценный товар. В лучшем случае на прилавках можно увидеть диски, типа, «романтическая коллекция № 5», на которых записана фоновая музыка, в основном это инструментальные темы известных песен. Для того, чтобы как-то попасть в коммерческое русло инструменталисты вынуждены играть обработки «Лунных сонат» с модными барабанными семплами. Для авторской музыки, тем более для каких-то новых форм искусства, которые только отвоевывают себе место, в данный момент у нас в стране нет условий. Выпускать же диск для галочки, сложив весь тираж в гараже, а потом штучно продавать их на своих концертах не лучший выход. Так и шло время, пока не случилось одно неожиданное событие. Я помню после концерта в ЦДХ фестиваля «Мамакабо» ко мне подошел человек интеллигентного вида и пригласил выступить на корпоративном концерте компании «Миэль-недвижимость». На том концерте выяснилось, что этот человек ни кто иной как Генеральный директор этой фирмы Григорий Куликов. После выступления он вместе со своим коллегой Юрием Карамаликовым предложили мне выпустить новый диск и взять на себя финансирование записи. Пользуясь случаем хочется поблагодарить этих замечательных людей, а также Григория Элькина и Сергея Ковальчука, без которых данный диск еще долго бы не вышел в свет.
А когда по твоему в России наступит время, когда инструментальная музыка будет пользоваться спросом?
Это очень сложный вопрос. В России всегда на первом месте было слово. Тем не менее, я думаю, что с общим выздоровлением страны будет выздоравливать и искусство. Уже сейчас бросаются в глаза значительные подвижки в этом направлении. Вызваны они тем, что все больше и больше музыкально образованных и в целом культурных людей с хорошим вкусом достигают высокого материального статуса и готовы не только ходить на концерты, покупать CD «неформатной музыки», но которые напрямую помогают музыкантам. В свое время я написал статью «Кто заказывает музыку», в которой пытался показать читателю прямую зависимость культуры имущего класса от того, что мы слышим по радио, что мы смотрим по телевидению. И нынешняя точка развития, оглядываясь назад, дает легкий оптимизм. Во всяком случае, люди уже не заряжают воду перед телевизором в телепередачах «психотерапевтов». Население не только богатеет, но и умнеет; постепенно начинает отличать черное от белого и далеко не все сейчас уже смотрят сериалы про «ментов» и слушают блатные песни. И эта тенденция просматривается не только в Москве, но и в глубинке России, где я бываю с концертами.
На кого ориентирован твой диск? Твоя аудитория это в основном гитаристы?
Я сделал все для того, чтобы этот диск вышел за пределы «мастер-класса» для гитарной аудитории. Во всяком случае я уже давно не ставлю себе задачи удивлять коллег по цеху и демонстрировать кому-то технические приемы. Этот путь не имеет ни малейших перспектив. Все это напоминает театр, на спектакли которого ходят только актеры соседнего театра. Хотелось сделать музыку, которую можно слушать без каких-либо оговорок.
На диске помимо сольных гитарных композиций, записаны инструментальные пьесы с группой. Некоторые композиции я уже давно играю на концертах с составом и вижу реакцию в зале. Одну пьесу мы с группой даже играли на свадьбе в качестве «танца жениха и невесты»! Так уж получилось, что мы попали в непривычные условия и пришлось приспосабливаться к ситуации…
Я сейчас вообще стараюсь сначала поиграть что-то на зрителе (желательно не на свадьбе), а потом уже идти в студию. Во-первых, это хороший мониторинг, так как на концерте сразу видны острые углы, которые трудно разглядеть, копаясь в самом себе. Плюс к этому, после репетиций и особенно концертов материал отшлифовывается, отбрасывается все лишнее и на записи не надо тратить силы на придумывание чего-то. Нужно только играть уже полностью выверенные партии, концентрируя все внимание на запись.
Где ты записывался?
Рабочие треки я готовил в своей студии. Окончательную аранжировку, сведение и формирование общей звуковой картины делал известный продюсер Тарас Ващишин на студии «Тарас-Ко». Мне очень повезло, что я имею возможность работать с этим человеком. Тарас имеет большой авторитет в музыкальной индустрии, огромный опыт, он записал десятки (!) коммерчески успешных альбомов, словом, профессионал высшего класса.
Дмитрий Малолетов и продюсер Тарас Ващишин (на студии Taras-Ko)
Во время записи я уделял большое внимание гитарному звуку. Хотелось получить настоящий фирменный саунд гитары. И здесь мне помог Кирилл Остапов, ведущий отечественный разработчик гитарных ламповых усилителей, который сделал для меня два уникальных аппарата. Один из них выполнен навесным монтажом, без печатных плат, как это делали в 60-х. Полностью ручная пайка каждого проводка. Сейчас такие усилители на Западе делают только в единичных экземплярах и найти их невозможно. Да и стоят они каких-то уже совсем страшных денег. Играя на этом усилителе, я многое понял не только в звукозаписи, но и в технике игры. Дело в том, что тэппинг, само двуручное звукоизвлечение, невольно вводит в гитарную фактуру однообразие. Расширить палитру звука, играя этим способом, очень сложно. Об этом я много писал в вашем журнале в разделе «мастер-классов». Многие годы я осваивал приемы игры, искал звук, чтобы как-то компенсировать этот недостаток данного способа игры. И благодаря усилителям “Ostap Custom”, сделанных Кириллом Остаповым, я увидел свет в темном туннеле и направление для дальнейшего совершенствования.
Кирилл Остапов и Дмитрий Малолетов (На тесте нового усилителя «Ostap Custom»)
И вообще, во время записи этого альбома я окончательно убедился в истинности поговорки «не имей сто рублей, а имей сто друзей». В этом CD заложен труд и участие очень многих людей, которые помогали мне в этот период – мои близкие, друзья, коллеги…
Ты недавно вернулся из Франции, где у тебя были концерты. Каковы твои впечатления?
Изначально я был приглашен на 5 концертов в Бретань, на западное побережье Франции, где проводится ежегодный фестиваль русской культуры, организованный нашим бывшим соотечественником Николаем Елкиным. Концерты прошли очень успешно, так как публика оказалась очень гостеприимная, а главное, она хорошо понимала мой жанр. Я выступал сольно, один без группы, и волновался, что целое отделение (45 минут) слушать одну электрогитару для неподготовленной публики будет утомительно. Но получилось как раз наоборот. На гала-концерте в программе меня поставили на закрытие, после камерного классического оркестра. Что можно играть после богатого звучания оркестра на электрогитаре? Трудно представить! Тем не менее организаторами фестиваля было принято такое решение. После каждого выступления на следующий день выходили газеты с моими фото, где в статьях описывалось происходящее. Мои друзья, Леван Ломидзе и Юра Матвеев, которые неоднократно бывали во Франции, мне говорили, что там очень благодарная публика, но для меня такой прием был все же неожиданностью.
Певец Александр Меркуль, который также был участником фестиваля, после фестиваля пригласил меня в гости в Париж. Кстати, в институте мы с Сашей учились на параллельных отделениях – я на эстрадном, а он на народном. И вот, спустя столько лет, такая встреча на сцене, о которой даже написали во французских газетах. Александр, отличные парень, замечательный вокалист, уже много лет живет и работает во Франции. Концерты все отыграны, виза открыта еще несколько дней, можно и расслабиться.
Александр Меркуль и Дмитрий Малолетов (Франция, Бретань, г. Моелан Сур Мэр)
По приезду в Париж мы с Сашей посетили популярный русский ресторан «Лаконтина Рус», который известен еще со времен белой иммиграции. За обедом Саша познакомил меня с владельцем этого заведения, который узнав, что я гитарист играющий тэппингом, попросил что-то сыграть, дабы посмотреть как это все делается технически. Очень тихонько я включил гитару, чтобы не мешать другим посетителям, которые пришли просто пообедать и сыграл несколько отрывков из своих пьес. Какого было мое удивление, что люди повернули головы, начали хлопать в ладоши, а потом спрашивать мою фамилию, мои диски, которые уже давно были все распроданы еще в Бретани! Джордж (имя хозяина ресторана), видя реакцию и такой интерес, попросил меня сыграть несколько композиций на вечернем шоу, куда специально по этому случаю пригласил видных гостей.
Придя вечером, меня представили публике, в которой было много потомков аристократов из дореволюционной России. Многие из них увлекаются гитарой, а один из прямых потомков Рюриковичей (из семьи Оболенских) даже играет на гитаре в своей группе. Выступление прошло на редкость тепло, так как публика все понимала и, видимо, знала что за всем этим стоит.
На следующий день днем раздался телефонный звонок Александру от Джорджа, который просил нас срочно приехать в консерваторию. «Русского гитариста хочет услышать граф Шереметев» — сказал он. Для тех кто не в курсе, Шереметев, помимо прочего, является ректором русской консерватории им. Рахманинова.
Петр Петрович Шереметев оказался удивительным человеком. Известный факт, что Шереметевы, по сути, заложили фундамент классической музыкальной культуры России. Его предки всегда покровительствовали музыкальному искусству и театру, а один из них женился на крепостной певице своего оркестра. После выступления, где я сыграл несколько своих композиций, мы около часа общались на самые разные темы и этот разговор оставил большой след в моей душе. Было бы не скромно приводить его слова в мой адрес, но оценка моей музыки и исполнения, человеком такого образования и культуры дала мне уверенность, что годы, проведенные с гитарой, прошли не зря. И знакомство, общение с Шереметевым было, пожалуй, главным событием в моей жизни за последние годы
Дмитрий Малолетов и граф Петр Шереметев (Париж 2008г.)
Выйдя из консерватории, мы с Сашей, по русской традиции, решили такое событие отметить. В самый разгар нашего веселья раздался звонок. Александр сообщил, что меня пригласили выступить на вечеринке Жан Мари Люпена, кандидата в президенты Франции. Слухи распространялись быстро. Тут я понял за что музыканты, художники и поэты всего мира любят Париж. Здесь у людей есть потребность в искусстве, у них есть интерес ко всему что происходит и они хотят это увидеть. Мне показалось, что общественная мысль этого города, его дух, заметно отличается от московского, где в воздухе стоит какая-то одна глобальная мысль «где найти чемодан с деньгами?» Причем не заработать, а именно «найти», чтобы все это богатство как-то упало с неба, сразу и много. Только в этом «чемодане» большинство людей, к сожалению, видит решение всех своих жизненных проблем. Все остальные чудеса, которыми наполнена жизнь, уже не вызывают интереса. Хотя, скорее всего, для меня в Париже просто так сложились обстоятельства… Думаю, что там не меньше своих проблем…
Выступление на вечере Жан Мари Люпена прошло очень удачно, так как настроение, как вы понимаете, у меня было веселое, а все экзамены я уже сдал несколько часов назад! Следующие два дня также были наполнены интересными событиями, описание которых займет много места. Я выступил на кинофестивале и в картинной галерее. Несколько дней в Париже, а столько незапланированных выступлений, причем все мои встречи и знакомства с новыми людьми выливались в конкретные дальнейшие предложения.
Да, интересно! Париж тебя принял! Видимо есть планы на будущее?
Планы конечно есть! Но о них я говорить пока не буду. Когда что-то произойдет, тогда читатели узнают об этом. Кстати, Music Box, я надеюсь, будет принимать в этом участие. Единственно о чем можно сказать, что я получил предложение о серии концертов на будущий год уже по линии серьезной французской музыкальной ассоциации, которые организовывают концертные туры звездам инструменталистам, таким как, Маркус Миллер, Томми Эммануэль и другим. Приятным моментом для меня стало решение вопроса об издании моей книги «Прогрессивная техника игры на электрогитаре» на французском языке под патронажем русской консерватории с рецензией П.П. Шереметева.
Замечательно! А CD «Сентябрь» не планируешь выпустить на Западе? Думаю, что он будет интересен всем любителям гитарной музыки!
На Западный рынок я хочу подготовить сборный CD, в который будут входить лучшие композиции с дисков «Рыцарь гитары» и «Сентябрь». Ведь многие мои пьесы экспериментальные, некоторые напоминают технические этюды, где больше техники чем музыки. Только сейчас, как чувствую, приходит зрелость. Мой путь оказался длинным… Так, играя разные пьесы на концертах, во Франции и Германии, в данный момент я фильтрую материал, так как только на концерте, как я уже говорил, можно понять в каком направлении двигаться и работать, что оставлять в программе, а что дорабатывать или вообще выбрасывать. Это, кстати, самая главная проблема российских музыкантов. У нас отсутствует стабильная концертная практика. Посмотрите сколько концертов дают американские музыканты – 15-25 в месяц! На протяжении десятков лет! И это есть ответ почему они такие профессионалы… Отсутствие концертов не только негативно сказывается на технике игры, так как приходится бороться с нервами, но, главное, и не дает ответной реакции зрителей, которые, по сути, и делают музыканта, направляют его в творчестве. Варясь в собственном соку с гитарой на съемной квартире, решая какие-то непонятные никому творческие задачи, музыкант отрывается от слушателя и не может найти точные ориентиры, тыкаясь все куда-то рядом. И после очередной неудачи и непонимания многие музыканты во всем винят «народ», который ничего не понимает, так как его испортило «попсовое» телевидение. Конечно, все здесь сказано в грубоватой форме, но я думаю, что суть понятна. Музыкант без концертов, все равно что боксер без боев, все равно что летчик без полетов. Нельзя на тренировках стать чемпионом, нельзя на тренажере стать асом. Именно концерт есть главное событие для музыканта, где становится очевидным буквально все. И после концерта музыкант, анализируя его в голове, понимает над чем работать, как в плане техники, так и во всех других направлениях.
Хочется еще сказать, что во Франции я уже играл новые композиции с диска «Сентябрь». А одну пьесу, которую так и назвал «В Париже», окончательно оформил именно там. По приезду я ее сразу записал и включил уже, по сути, в готовый диск. В этой пьесе я соединил классическую технику с тэпингом, дабы показать связь времен, эволюцию гитары. Я давно хотел сделать такую композицию, но это довольно непросто и как-то не складывалось композиционно. Были какие-то задумки, неплохие заготовки, удачные отрывки, а вот в единое целое все, как-то не сливалось. И вот по дороге в консерваторию на встречу с Петром Шереметевым, я, продумывая свое выступление, решил начать именно с классической техники и постепенно вводить новые приемы, расширяя фактуру. А в конце полностью перейти на тэппинг, расширив гармонический план. И тут я вспомнил все свои наработки и все в миг встало на свои места. Так, в парижском метро, в уме, без инструмента, мне пришлось придумать вступительную композицию, так как мои готовые пьесы, как мне казалось, не совсем подходили к сцене, на которой играл С. Рахманинов.
Часто музыкантам задают вопрос, «как вы сочиняете музыку?». Практически все отвечают, что это некая великая тайна, неподдающаяся объяснению… А вот ты рассказал как сочинил свой «Париж»! В метро…
Метро это еще не самое плохое место для творчества. Многие поэты пишут стихи, ученые доказывают теоремы, а кто-то учит английский язык в более интимных местах!
Я вот всегда в Москве с собой в машине вожу гитару… Кто-то катает девушек и гладит их по коленкам, а у меня это место занято!
«Всегда с гитарой!»
А если серьезно, то мы сейчас говорим о функциональности музыки, о ее назначении. И тут становится очевидным, что там, где люди хотят танцевать, веселиться, знакомиться, отдохнуть после трудовой недели не стоит грузить народ философско-романтическими музыкальными идеями… И наоборот, в картинной галерее не совсем уместно устраивать молодежную дискотеку. Любая музыка должна иметь свое место и время, т.е. соответствовать конкретной окружающей обстановке и настроению. Хотя в реальной концертной жизни не всегда имеешь возможность выбирать и настоящий мастер всегда завоюет публику, но все же каждый жанр нужно четко позиционировать. Тогда музыка, даже самая странная и непонятная, найдет своего слушателя и будет востребована. Я уверен в этом…
Ну что ж, Дмитрий, спасибо тебе за интервью! Мы надеемся, что твой диск «Сентябрь», как и «Рыцарь гитары» выдержит не одно переиздание. Хочется от лица нашего журнала пожелать тебе дальнейших творческих успехов!