dmitrymaloletov.ru

Д. Малолетов. Официальный сайт.

ЭВОЛЮЦИЯ ГИТАРЫ. ТЕХНИКА «TOUCHSTYLE».

Дмитрий Малолетов
Малолетов гитара

Гитара удивительный инструмент. Уникальность гитары заключается в том, что в любой культурной среде она находит себе достойное место – будь то испанское фламенко, американский блюз, русский романс, авторская песня или стадионная рок-группа… Акустические гитары, электрогитары, а также электроакустические разновидности классических гитар заполнили практически все сферы массовой музыки. Но такая широта жанрового спектра гитары это только одна сторона инструмента. Другой же является то, что на гитаре можно играть совершенно разными способами. Приемы игры настолько различны, что гитара, по сути, состоит из десятка разных инструментов. Так классические гитаристы используют пальцевый метод звукоизвлечения – щипком или разгеадо. И классическая гитарная школа постоянно пополняется все новыми и новыми техническими приемами типа, слэп (особый вид извлечения звука, который разработали бас-гитаристы), FingerStyle (технику сочетающую в себе как классические, фольклорные, так и современные приемы «ритм-перкашн») и другие виды. Многие гитаристы, особенно электрогитаристы, играют медиатором. Медиаторная техника игры это отдельное направление в гитарной школе, требующее для овладения не меньше времени, чем классическое звукоизвлечение.

Но последние десятилетия в гитарном исполнительском мышлении появилась принципиально новая концепция игры, качественно новая ступень в эволюции – фортепианная техника, или как ее называют в профессиональных кругах – TouchStyle (или two-handed tapping). Суть этого метода игры в следующем: гитарист извлекает звук ударами пальцев по струнам между ладов на грифе, причем обеими руками, как на фортепиано. Линия баса, насыщенного аккомпанемента, виртуозной импровизации – все это исполняет один гитарист, на обычной электрогитаре. Так как в создании музыкальной ткани участвуют обе руки, то в результате получается реальное ощущение игры двух, а то и трех гитаристов.

Данный способ игры, как это ни странно, не является новым. Еще в XIX веке этот прием эпизодически использовали не только испанцы и классические гитаристы, но даже русские балалаечники. Сохранились даже нотные записи конца XIX века, где данный прием имел специальные обозначения. Однако игра на акустических инструментах приемом «тэппинг» была мало эффективна вследствие тихой громкости. Многие поколения гитаристов боролись с этим конструктивным недостатком, стараясь заставить гитару звучать громче, не потеряв при этом глубины звука.

Но на помощь гитаристам пришло электричество. В 30-е годы прошлого столетия Адольф Рикенбекер разработал первую серийную электрогитару. Хотя электрогитара от обычной отличается только наличием звукоснимателя, гитаристы поняли, что данный инструмент открывает для гитариста новые возможности. Электрифицированная гитара стала более чувствительна. Небольшое прикосновение к струнам уже давало звук, причем его громкость зависела в основном от мощности усилителя. Электрогитара ждала своих героев, которые бы раскрыли потенциал нового инструмента.
В начале 50-х годов в США Джимми Уэбстер, студент из Англии, в своей игре начал обильно использовать странный метод игры. При помощи ударов пальцами обеих рук по струнам между ладов на грифе он добивался невиданного до сей поры звучания инструмента. Играл Джимми Уэбстер в основном переложения джазовых тем. В то время, глядя на «цирковые трюки» Джимми Уэбстера, многие гитаристы скептически думали, что все это не имеет далеких перспектив. Этот музыкант обогнал свое время и по всей видимости остался так и не понят современниками. Но все же он посадил семя, которое через десятилетия дало плоды.

Подлинный переворот в данной технике совершил гитарист Стэнли Джордан, появление которого на мировой сцене (в 1983-м году) напоминало, в гитарных кругах, эффект разорвавшейся бомбы! Многие гитаристы, слушая записи этого виртуоза, просто не верили своим ушам! «Обычная гитара в руках одного человека так звучать не может!» — в один голос говорили все гитаристы, которые слушали записи этого виртуоза. Но на концертах, а также на видеозаписях гитаристы могли убедиться, что это не какая-то студийная хитрость (типа запись путем многоканального наложения), а новая форма гитарного исполнительского мастерства, которая вывела гитару на следующий уровень развития.

А что же у нас? В СССР тоже были гитаристы, которые достигли в этой технике больших высот. Первым гитаристом, который начал выступать сольно на профессиональной сцене (еще в 70-е годы!), был Энвер Измайлов, который разработал собственную технику игры двумя руками, отличную от заокеанской школы. Еще одним уникальным гитаристом, овладевшим этим приемом, стал Владимир Ткаченко – гитарист, скрипач и аранжировщик легендарного ансамбля «Песняры». Впоследствии преподавал класс гитары в Минском институте культуры, у которого, кстати, учился и автор данной статьи.
В настоящее время многие гитаристы, в том числе и в России, изучают технику игры TouchStyle. В мышлении современных гитаристов и бас-гитаристов происходит коллективное изучение необычного «инструмента», своего рода количественное накопление, которое без сомнения рано или поздно перейдет в новое качество. Появляются новые конструктивные решения – специальные музыкальные инструменты для игры «тэппингом» — Stick, Warr, которые дают музыканту еще большие возможности при игре. Современное гитарное электронное оборудование тоже способствует развитию техники TouchStyle. В настоящее время в арсенале гитаристов имеются огромные возможности в плане экспериментов со звуком, благодаря гитарным процессорам, гитарным синтезаторам, виртуальным гитарным системам, специализированным компьютерным программам.

Но главное, постепенно накапливается концертный репертуар. Сейчас, в основном, гитаристы пытаются играть переложения известных композиций. Это наиболее простой и беспроигрышный путь к слушателю. В то же время многие музыканты создают собственные сочинения, которые изначально написаны для «двурукой» гитары.

Конечно, техника TouchStyle, вследствие ее технической сложности, остается уделом профессиональных гитаристов. И со стороны «все это слишком далеко от народа» и не имеет реального практического применения в массовой музыке… Композиции, исполненные техникой TouchStyle, сейчас все же больше напоминают научно-музыкальные эксперименты, технические этюды, чем произведения искусства. Но когда-нибудь наступит время, когда новая школа даст возможность реализоваться новым творческим идеям и подарит блестящие гитарные пьесы, которые войдут в «золотой фонд» гитарной музыки.

Прокрутить вверх