Предисловие
Первые гитаристы, которые стали осваивать «фортепианную» технику игры на гитаре еще в середине 50-х годов осознавали, что данный способ игры позволяет играть не только на стандартной гитаре с одним грифом, но и на двухгрифовых гитарах. В самом деле, если одна рука играет на одном грифе и использует все 6 струн, то почему бы и второй руке не делать то же самое? Так гитаристы начали экспериментировать, искать новые конструктивные решения, разрабатывать все новые и новые необычные гитары, которые в настоящее время обрели уже статус полноценных музыкальных инструментов.
Итак, что же дает гитаристу-тэпперу использование двухгрифовой гитары? Во-первых, теперь стало возможным разделить две партии по звуку и «повесить» на каждый гриф свой набор эффектов. Играя на одном грифе и соло, и бас, и аккомпанемент гитарист никак не может использовать, к примеру задержку (delay), которая была бы очень эффективна в партии одноголосного соло. Разделение двух партий дает практически неограниченные пространства для фантазии и открывает новые горизонты для создания музыкальной ткани. Кроме этого, партии обеих рук, т.е. общую музыкальную фактуру можно существенно расширить, т.к. теперь становится возможным играть двумя руками на всех струнах одновременно. На одном грифе, как вы понимаете, играя на второй струне соло, использовать в аккомпанементе вторую струну одновременно уже невозможно. А если в соло постоянно задействованы 4 струны! На аккомпанемент остается только две, на которых можно сыграть только простую линию баса. Вообщем — неоспаримые преимущества!
В настоящее время практически все гитаристы-тэпперы так или иначе используют второй гриф. Так Стэнли Джордан играет одновременно на двух гитарах — одна висит на плече, как обычно, другая устанавливается на подставке. И в этом тоже есть смысл — двухгрифовые гитары достаточно тяжелы по весу и скажу по опыту, что отыграть отделение в 45 минут, держа на себе практически две гитары с цельными корпусами, не просто физически. Энвер Измайлов также использует две гитары, причем он сконструировал специальный крепеж для соединения двух гитар. Что касается меня, то я постоянно думал о двухгрифовой гитаре уже на протяжении многих лет. В конце концов вместе с гитарным мастером Дмитрием Сушковым мы разработали оригинальную конструкцию двухгрифовой гитары. Пользуясь случаем хочется поблагодарить Дмитрия Сушкова, а также Александра Шамрая — директора гитарной фирмы Shamray за профессиональное отношение к делу. Гитара действительно удалась, хотя поначалу у меня были сомнения! Ведь опыта изготовления таких гитар у нас в стране не было.
Хочется сказать пару слов о конструкции инструмента… По сути это две независимые гитары, которые можно использовать отдельно, а можно и соединить при помощи специального крепления, разработанного Д. Сушковым. Второй гриф жестко прикручивается к корпусу и дает возможность играть на двух грифах, причем не только стоя, но и сидя. Если посмтореть на гитару сверху, то нижний гриф, на котором я преимущественно играю соло выступает вперед. Это сделано для того, чтобы руки при игре не мешали друг другу.
Название этой модели гитары пришло само собой! Когда я увидел первый раз инструмент в сборе, то невольно воскликнул: » Вот это крокодил!». Так в гитарных кругах эту гитару стали называть Крокодилом!
Уже через 3 дня после того, как гитара была готова у меня был концерт в ЦДЖ. Конечно, я очень рисковал (за несколько дней невозможно привыкнуть к обычной гитаре, не говоря уж о новой конструкции), но все же решил отыграть свою программу именно на Крокодиле, играя на двух грифах. Вообще, гитарист, который владеет техникой игры TouchStyle без туда может играть на двух грифах. Это я понял, когда взял новую гитару в руки. Практически сразу без особых усилий я начал играть на этой гитаре, чему даже сам был несколько удивлен… Хотя, если честно есть небольшие нюансы. Первое, это сложности с глушением струн. Играя на одном грифе, гитарист может приглушать незвучащие струны. Но как это делать в двухгрифовом исполнении не совсем пока понятно. Ведь от ударов по грифу, при игре пассажей невольно происходят колебания соседних струн, которые на большой громкости в сольном выступлении, когда звучит одна гитара если и не слышны явно, но дают некую грязь, которую уже «не вырежешь эквалайзером»! По этой причине использовать дисторшн на сольном грифе, что хотелось бы для расширения звуковой палитры, пока проблематично. Стэнли Джордан, а также Майкл Анжело, который играет на двух грифах, правда, в зеркальном расположении, устанавливают специальные глушители, сделанные по типу каподастеров. Однако при этом гитарист лишает себя возможности использовать звучание открытых струн, что и придает гитаре особую прелесть. Выход один — учиться играть максимально чисто и освоить собственную технику глушения струн
Кроме проблем глушения струн есть и другой нюанс. При игре на одном грифе, гитарист может делать легатный срыв от одной руки к другой, т.е. как бы «передавать» партию из одной руки в другую. Так играя на второй струне соло, вы можете чередовать извлекаемые ноты — одни относятся к аккомпанементу, другие к соло.
Данный прием в технике TouchStyle настолько распространен, что по сути является атрибутом этого способа игры. Играя на двух грифах, это сделать невозможно. Пожалуй это единственная потеря, которую кстати очень легко восполнить — просто сыграть часть или пьесу по старинке, ведь никто не запрещает играть на одном грифе, причем как на нижнем, так и на верхнем.
В заключении хочется сказать, что двухгрифовая гитара в технике TouchStyle имеет очевидные преимущества и перспективы. Возможности гитариста, благодаря такой конструкции инструмента, расширяются до необозримых горизонтов… Поэтому все музыканты, которые уже в какой-то степени освоили технику TouchStyle могут без больших усилий играть на двухгрифовых гитарах.