dmitrymaloletov.ru

Д. Малолетов. Официальный сайт.
Малолетов

Статьи
Дмитрия Малолетова

для журнала

«IN/OUT  Техника в шоу-бизнесе»

История одной гитарной партии

 

Наткнулся на песню Игоря Николаева «Юная богиня» и вспомнил наши репетиции и студийную работу с ним в те годы. Решил написать, думаю это будет кому-то интересно, а для молодых гитаристов может даже и полезно.


Как в целом проходила работа над песней у Николаева в конце 80-х? На гастролях у нас было по 2-3 концерта в день, но до концертов, часов в 12, нас собирал Маэстро на репетицию. В то время он был очень плодовит и на репетициях мы опробовали его новые песни и сразу записывали их с пульта как демо. Потом, на основе этого демо, делали окончательную аранжировку и шли на запись в студию.
Обычно на репетиции Игорь выходил на сцену и начинал петь песню, аккомпанируя на Korg M1, а мы, музыканты, слушали материал и «подхватывали», создавая аккомпанемент. В этой работе нужно было понять мелодию-гармонию, ритм, стиль и создать соответствующие партии. То есть Игорь не писал музыкантам на ноты их партии и даже ничего не говорил. Это была наша работа. Как-то в начале, на одной из первых репетиций, я спросил Игоря, мол, что мне играть? На меня косо посмотрели музыканты, а Игорь ответил: «Ты же гитарист, не я…. » Тогда я понял, что создание гитарной партии это моя задача, то есть я должен предлагать идеи. Мне такой подход нравился. В этом был элемент творчества, а не тупого исполнительства. Кстати, благодаря такому подходу, мы одну песню могли сделать в 10 вариантах, меняя ритмы, стили, формы.
Так было и с песней «Юная богиня». Игорь начал ее играть, и я сразу понял, что по стилю это «ласковый май #25» на трех «блатных аккордах». Все понятно:) Так как в этом стиле в аккомпанементе должен постоянно молотить секвенсор (мы называли это «азбукой Морзе»), то я на гитаре начал имитировать подобную партию. Понятно, что живой человек не может играть как робот, но для демоварианта, чтобы представить в черновом варианте аранжировку, я частенько на гитаре играл за секвенсор. Потом эти партии аранжировщик (Виталий Вечерский) забивал в секвенсор, а я на записи в студии играл уже другие (нормальные) гитарные партии.
Но с песней «Юная богиня» все пошло не так. Игорь послушал демовариант, который мы записали и сказал, что ничего менять не надо, так и запишем. Виталик это понял, что секвенсор программировать не надо. Пришел я в студию, подключили гитару, включили «болванку», и я слышу, что секвенсорной партии в аранжировке нет. А Игорь говорит, мол, помнишь ты играл пиццикато как секвенсер, вот давай запишем эту партию дабл треками (то есть два раза надо сыграть одну партию предельно точно, чтобы их разбросать по панораме (по каналам R и L). Писали тогда на аналоговый магнитофон, без врезок и редакций. Надо все прописывать длинными отрезками от начала до конца, так как что-то скопировать в то время не позволяла техника. Кроме этого, на студии в то время очень ценилось время. Студия Кальянова стоила 100 руб. в час, это больше половины среднемесячной зарплаты граждан СССР. Надо работать быстро и без ошибок, дабы не нервировать коллег (те кто на студии работал долго, того на запись уже не приглашали). Хорошо, что я наработал скиллы на репетициях, играя подобные партии. Да и на концертах я их играл поверх секвенсора, чтобы создать более живой колорит. Мне это помогло… И хотя песня «Юная богиня» простая до неприличия, для меня она оказалась в записи довольно сложной. Поэтому из всех записанных песен я ее хорошо запомнил.


Слушая песню обратите внимание на “азбуку Морзе” в аккомпанементе, которая дает внутридолевую ритмику. Именно про эту партию идет речь:)

Прокрутить вверх