dmitrymaloletov.ru

Д. Малолетов. Официальный сайт.

Как изучать натуральные лады?

Почему многие музыканты не могут разобраться и понять модальные ладовые структуры. 

Просматривая разные видео по теории музыки на YouTube, невольно приходишь к выводу, что у авторов уроков есть определенные проблемы с пониманием темы ладообразования. Приходится слышать такие выражения, например: “Ионийский лад это До-мажор” или “Дорийский лад это натуральный минор с повышенной шестой ступенью” и т.д. То есть изучение модальных (натуральных или диатонических) ладов выводится из мажора/минора. Казалось бы, это логично, мы живем в эпоху господства тональной мажоро-минорной системы и поэтому такой подход более понятен учащимся. Однако это, по моему убеждению, и приводит людей к большим проблемам в будущем. Люди не могут грамотно и полноценно использовать модальные структуры, на которых основано 50% (как минимум) рок-музыки, джаза. Я уж не говорю о фолке разных народов мира. 

Главная ошибка объяснения структур диатонических ладов через “мажор/минор” заключается в том, что в этом случае нарушен принцип хода эволюции, хода исторического процесса. Представьте, если вам на лекции по транспортным средствам будут рассказывать, что “телега это автомобиль, только без двигателя, который тянет лошадь”. И в принципе человек вполне может представить в голове такую конструкцию. Это даже может как-то ехать и работать на практике.

Но всем понятно, что автомобиль появился позже телеги. Она стала основой для дальнейшего развития в виде “самоходной кареты без лошади”. 

Ошибочный подход при изучении музыкальной теории заключается именно в этом. Понимая “диатонику как виды мажора/минора”, человек неминуемо столкнется с трудностями в недопонимании работы ладо-гармонических связей, выходящих за рамки стандартных мажоро-минорных структур. Например, почему некоторые лады “звучат криво” и слух “сваливается” в другую тональность. Почему “не подходят к ладам те или иные аккорды”, или почему некоторые лады вообще никак невозможно использовать (например, локрийский). Все это от того, что натуральные лады осмысливаются через “мажор/минор”, в системе терцовых аккордов. 

Как же быть? Как разобраться в этих вопросах? Для этого я в свое время выпустил электронную книгу с аудиопримерами, где подробно изложены темы модального ладоообразования и гармонии.  — ДАЛЕЕ >

Прокрутить вверх