dmitrymaloletov.ru

Д. Малолетов. Официальный сайт.
Малолетов

Статьи
Дмитрия Малолетова

для журнала

«IN/OUT  Техника в шоу-бизнесе»

Звучание радуги

 

Дмитрий Малолетов

 

Предисловие. 

Издавна считается, что красный цвет — цвет радости, цвет праздника. Слово красный и красивый имеет один корень. А вот синий цвет люди традиционно ассоциируют с грустью. Даже стиль музыки Blues пошло от слова Blue  (переводится не только как «синий», но и «грустный»). Почему такие цветовые стереотипы  существует в сознании людей?  Быть может от того, что, в солнечный день мы чувствуем себя гораздо спокойнее чем в те дни, когда небо закрыто тучам  и мы ожидаем грозы.  И чем темнее эти тучи, тем тревожнее становится на душе. 

«Цветовые настроения» кому-то могут показаться лишь поэтической аллегорией.  Однако все это имеет подтверждение в  теории музыки.  Музыкальные лады  вызывают определенные чувства; мы ощущаем мажорный лад как  веселый, минорный — грустный.  Но если пойти еще дальше и проанализировать натуральные лады, сопоставив их с цветами спектра  света,  мы увидим совершенно удивительную картину; все семь ладов  точно совпадают с основными  семью цветами спектра света!  

 

 

Вас никогда не удивляло, что в радуге 7 (основных) цветов и в диатонике (например гамме “до-мажор”)  тоже 7 нот. Какая-то магия чисел. Но тема эта не нова…. В  музыкальной теории,  со времен Пифагора,  числовые пропорции имели сакральное значение. Изучая строение звука, видя мистическую картину математически стройной системы в виде обертонов, пифагорейцы утверждали, что “по каким числовым пропорциям создан звук, по таким законам создана Вселенная”. Отсюда и пошло выражение “Гармония сфер” — звучание Космоса!  

 

Шёл 1666 год. В Кембридже (Великобритания) начиналась чума, и учившийся там в университете 24-летний Исаак Ньютон, будущий выдающийся английский физик, спасался от неё на своей ферме в Вульстропе, в графстве Линкольншир. Именно здесь он проводит опыт со стеклянными призмами. Через отверстие в дощатой стене тёмного помещения проникает тонкий солнечный луч – пучок световых лучей, который падает на пол и образует круглое пятно. Ньютон поместил на его пути стеклянную трёхгранную призму. Он предполагал, что лучи подвергнутся преломлению и будут отклонены в сторону основания призмы, но форма пятна останется прежней. Каково же было его удивление, когда он вместо круглого пятна получил удлинённую полосу – «радугу», окрашенную в разные цвета! Так же, как и в радуге, цвета изменялись от красного к фиолетовому, образуя множество промежуточных оттенков. Эту окрашенную полосу и принято теперь называть непрерывным солнечным спектром.

 

 

Молодой ученый сразу заметил мистическое совпадение музыкальной теории Пифагорейцев, о которой он прекрасно знал,  и спектра света. 7 нот диатоники и 7 основных цветов в “искусственной радуге” отчетливо показывало какую-то связь света и звука. 

Если мы проанализируем спектр и попытаемся отразить его в виде соответствующих звуков и ладов, то мы получаем совершенно поразительную картину — звучание света

 

Как известно диатоника это квинтовый ряд. Если отложить 6 квинт от какой-либо ноты, например ноты Фа (F), то мы получим как раз 7 нот диатоники — F — C — G — D — A — E — B 

Если брать за основной тон какую-либо ноту этого квинтового ряда, то мы получаем 7 диатонических (натуральных) ладов. 

 

От нот: F — Лидийский лад, С — Ионийский, G — Миксолидийский, D —дорийский, A — эолийский, E — фригийский, B — локрийский

 

Диатоника и цвет спектра
Звучание радуги



Каждый лад, благодаря своему строению,  создает свое уникальное звучание и соотвественно создает настроение. 

Так лидийский лад самый светлый, самый мягкий, имеет ярко выраженную мажорную красную окраску. 

Следующий лад — ионийский в наше время мажоро-минорного мышления стал основой натурального мажора. Это радостный лад, оранжевый

Следующий лад, миксолидийский, тоже “мажорный” игривый, но не такой светлый и радостный как предыдущие лады. Он в соответствии со спектром света имеет желтый цвет. 

Что касается дорийского, то постепенно “тучи сгущаются” и появляется оттенок грусти. Это уже лад “минорного” звучания — зеленый

Эолийский лад мы все хорошо знаем, так как он стал основной натурального минора. Если нужно спеть грустную песню, то скорее всего, она будет именно в этом ладу. Цвет этого лада голубой

Что касается фригийского, то в этом ладу появляется не просто грусть, а какая-то суровая грусть. Не даром же этот лад частенько можно услышать в песнях тяжелых хеви металл групп. Синий цвет этого лада, как темные тучи. 

Ну а локрийский вообще лад трагичный,  апокалиптический. Он очень редко применяется в наше время и имеет фиолетовый цвет. (Сразу вспоминается  рок-группа Deep Purple)

 

Итак, в этой статье я хотел посеять молодым музыкантам зерно, дать пищу к размышлению и показать что теория музыки тесно соприкасается с математикой и физикой. Это наука таинственная, мистическая. Все тесно взаимосвязано. 

 

До новых встреч! Продолжение следует. 

Прокрутить вверх