«Борьба противоположностей»
в звуке электрогитары
Дмитрий Малолетов
Современные гитаристы в настоящее время имеют целый арсенал электронно-технических средств, которые дают возможность создать практически любое классическое звучание электрогитары от архаичного джаза, до фьюжна. Конечно, надо не забывать, что звук гитары зависит прежде всего от рук музыканта — от его исполнительской техники, от его художественного вкуса и музыкального багажа… Тем не менее, электронное оборудование для электрогитариста стало неотъемлемой частью его инструментария, которое помогает ему в поисках новых звуковых форм и на этой основе и новых технических приемов игры.
В этой статье я хотел бы в популярной форме рассказать читателям как развитие электронной техники повлияло на музыкальное мышление гитаристов и исполнительские приемы игры.
А началось все в 1931-м году уже прошлого столетия, когда Адольф Рикенбеккер выпустил первую серийную электрогитару.
До этого, в оркестрах играли на акустических гитарах, которые имели существенный недостаток – небольшую громкость. Попытки усилить звучание гитары при помощи микрофона результатов практически не дали – гитара заводилась обратной связью, гитарист у микрофона был скован при игре, да и микрофон улавливал другие инструменты, которые давали «грязь». Из за тихой громкости инструмента у гитаристов в оркестрах выработалась определенная манера игры, которая выражалась в достаточно громком звукоизвлечении (т.е. они сильно били по струнам). Приходилось просто «высекать» звук, для чего использовался медиатор (специальная пластинка), который добавлял резкость и акцентировку да и избавлял руки музыканта от мелких травм. Вследствие этих конструктивных элементов гитара в оркестрах 10-х –20-х годов несла исключительно аккомпанирующую функцию. Короткие аккордовые соло – единственные партии, которые доверяли гитаристам для сольной игры.
Но появление электрогитары резко изменило статус этого инструмента. Электрогитаристы получили возможность импровизировать наравне с другими инструментами оркестра, так как громкость электрогитары зависела только от мощности усилителя. Гитаристы стали изучать и использовать фразировку саксофонистов, трубачей, пианистов, что намного обогащало импровизационную лексику гитары. Так, по сути, появление электрогитары превратило гитаристов из аккомпаниаторов в полноценных солистов. Стоит коротко остановиться на конструкции электрогитары. Первые электрогитары отличались от акустических предшественников только наличием специального звукоснимателя, который переводил колебания металлических струн в электрический сигнал. Далее этот сигнал усиливался специальным усилителем и шел на динамик.
Первые электрогитары и усилители, судя по всему, были далеки от совершенства. Многие гитаристы, пробуя играть на этой новинке, просто «плевались» от «электрического» звука. Им казалось, что звук был ненатуральным, совершенно безжизненным. Кроме этого существовал один недостаток ламповых усилителей — при сильной атаке струн в звуке усилителя появлялись искажения, хрип усилителя. Однако нашлись музыканты, которые четко определили перспективность электрогитары. Дело в том, что этот новый инструмент, хотя и является той же гитарой, имеет свою специфику игры, особенно в плане звукоизвлечения. Играя на акустической гитаре, гитарист слышит звук от инструмента, в руках. Электрогитара звучит из динамика, на расстоянии. Руки, инструмент и новое звено — усилитель, который существенно влияет на звук, все должно быть в тесном единстве. Так многим гитаристам казалось, что они не играют на гитаре, а управляют каким-то «механизмом», который звучит странным образом. В отношении звукоизвлечения, электрогитара уже не требовала сильных ударов по струнам, малейшее касание уже давало звук. Эта особенность отразилась в исполнительской технике. В джазовой электрогитарной школе выработалась «мягкая» манера игры, которая давала благородное матовое звучание без искажений. Джазовые гитаристы всячески боролись с перегрузкой лампового усилителя, которая неизбежно появлялись при включении усилителя на предельные мощности или когда сильно извлекали звук (т.е. подавали на вход усилителя высокий электрический сигнал от звукоснимателя). Этот период истории гитары выдвинул целый ряд электрогитаристов, которые в наши дни стали не только классиками джазовой гитары, но и джаза в целом – Джанго Рейнхард и Чарли Кристиан.
В начале 50-х годов в США в молодежной среде стали пользоваться популярностью небольшие комбо составы, которые в основном играли на танцах. Владельцы небольших клубов старались уменьшить материальные затраты, ведь выступление классических больших оркестров (биг бэндов) стоило немало. С другой стороны музыканты в таком составе создавали уже другую музыку, лучше сказать создавали новое, современное звучание. Такие составы в основном играли танцевальные песни в очень простой форме традиционных блюзов, но только более громко (использовали электроинструменты), энергично и эмоционально. Этот стиль музыки назывался «Ритм энд блюз» и играли в нем в основном чернокожие американцы для своих. Постепенно и белые музыканты стали проникаться этой зажигательной музыкой. Дабы иметь отличие белые стали называть эту музыку «Рок-н-ролл». Стоит заметить, что на первый взгляд невинное словосочетание «pок-н-ролл» имеет тайный смысл. В молодежной среде эти слова обозначали некую непристойность. На русский язык «рок-н-ролл» можно вульгарно перевести примерно как «трахаться и бахаться» :). Название стиля и конечно сама музыка пришлась по душе молодежной аудитории, лучше сказать, что музыка четко отражала социально-культурную обстановку того времени. Так с середины 50-х начался бум новой музыки. А гитара стала королевой, символом этой культуры, самым популярным инструментом. Рок-н-ролльные музыканты на танцах вместе с публикой входили в экстаз, лопались струны, хрипели усилители, ломались барабанные палочки… Многие джазовые музыканты, слушая игру этих составов, приходили в ужас от убогой примитивности композиций и непрофессионализма исполнителей.
(Такое отношение джазменов к «новой» музыке хорошо отражено в художественном фильме о короле бипопа — Чарли Паркере – «Птица». Глядя на выступление рок-н-рольного состава, он его охарактризовал как «простой блюз в си-бемоль».)
К середине 60-х годов в музыке начали происходить перемены, по существу эти перемены делали гитаристы, создавая уже новую музыку, которую впоследствии начали называть «Хард-рок». В это время на полную катушку заработала и английская музыкальная машина, которая подарила миру великих гитаристов-новаторов, совершивших переворот в мышлении в гитарном исполнительском мышлении. Так постепенно и звук электрогитары в рок-музыке стал принимать новые формы. Иногда происходили интересные исторические эпизоды. Например, Эрик Клэптон, гитарист группы «Крим», на одном из концертов в порыве эмоций постепенно добавлял громкость на своем 100 ваттном усилителе, доведя ее уже к третьей песне до максимума. Через минут десять усилитель начал «плавиться», т.е. издавать совершенно невообразимые звуки, похожие больше на работу двигателя мотоцикла, чем на звуки музыкального инструмента. Эрик Клэптон понял, что на таком сверх перегруженном «скрежете» чисто звучат только некоторые интервалы — октавы, кварты и квинты, а аккорды дают жуткую грязь. Так он стал играть не полными аккордами, а только квинтами и квартами, что придавало композициям мощь, напор, энергию и совершенно неповторимый колорит звучания группы в целом. Зрители были в экстазе. Звучание было настолько новым и необычным, что приводило всех в шок! Но подлинный переворот в звуке электрогитары совершил Джимми Хендрикс, который делал на гитаре «какие-то чудеса».
Конечно, «изобретение» лампового переусиления, т.е. полноценного использования перегруза – коллективное творчество, к которому «пришли» многие музыканты. Самые передовые из них начали менять подход к гитаре, заниматься над новыми приемами игры. Так играть на переусиленном искаженном звуке нужно было громко (с сильной атакой), дабы раскачать усилитель. К тому времени многие гитаристы занимались электроникой, пытаясь усовершенствовать конструкции оборудования и инструментов. Изобретались новые типы гитар и звукоснимателей. Широко распространились инструменты, где корпус гитары был изготовлен из цельного куска дерева. Так гитары Gibson, сделанные по разработке гитариста Лес Пола, а также гитары Fender, сконструированные легендарным Лео Фендером, стали классикими рок-гитарами. Для того, чтобы добиться сверх искаженного звука пришла идея перед усилителем включать небольшую «примочку», которая дополнительно усиливала звук от звукоснимателей и подавала высокое напряжение на вход усилителя. От такого сигнала усилитель издавал странный рычащий звук — «Овер драйв» или «Дисторшн». Манера игры, исполнительские приемы на таком звуке существенно отличается от игры на обычной гитаре. Во-первых, необходимо было достаточно сильно высекать звук. Старомодная мягкая джазовая игра не давала напора и соответственно звука. Во-вторых, этот звук требовал глушения не звучащих струн – т.е. менялась постановка правой руки. И последнее, что наиболее важно, — данный звук наталкивал музыкантов на новые технические приемы игры. Так Джимми Хендрикс поражал всех гитаристов совершенно непонятным звучанием своей гитары. Инструмент в его руках то жалобно стонал, то взрывался как ураган, неся в электрическом звуке гитары трансцендентную информацию из космоса. Сейчас его игра кажется привычной, но в то время такая манера исполнения и звучание гитары было настолько новым и необычным, что сразу привлекла к себе внимание гитаристов всего мира, особенно молодых! Многие под впечатлением игры Джимми стали гитаристами. Так появилась рок-гитарная исполнительская школа, которая стала почти противоположностью джазовой технике игры. Так в джазе боролись с искажением усилителей, а в роке наоборот ставили «примочки» для дополнительного перегруза. Джазовые музыканты старались играть мягко, нежно касаясь струн, а рокеры наоборот форсировали атаку, добавляя еще флажолетные призвуки (свистящие звуки). Да и в самом музыкальном мышлении были различия – джазмены соревновались по принципу — кто разнообразнее обыграет ту или иную гармоническую последовательность, а рокеры стремились своим энергетическим потоком довести зрителей до предобморочного состояния. Что касается технических приемов, то в джазе бэнды и вибрацию использовали эпизодически, т.е. мало. Но рок-гитаристы этими «завываниями и подтяжками», глубокой вибрацией (порой даже более полутона!) передавали слушателям все свои эмоции. Струны гитариста стали продолжением его нервов и его игра напоминала больше драку с инструментом, чем традиционное исполнение.
Что же, 70-е годы прошли под рев рок гитары! Постепенно рок и джазовая гитарные школы стали объединяться. Это происходило по объективным причинам. Джазовые гитаристы старались использовать в своей музыке модные звуки, а рокеры старались научиться разнообразно импровизировать. Так стали появляться составы, которые играли музыку в стиле «джаз-рок». Гитаристы этих ансамблей стали наиболее восприимчивы к новинкам техники, ведь они были в постоянном поиске новых звуков и музыкальных форм.
Приближалась эпоха цифровых технологий, которая не обошла и гитару. Сначала цифровую технику гитаристы стали использовать как процессоры эффектов, для украшения традиционного лампового звука. Но постепенно разработчики гитарного оборудования стали предлагать все новые и новые технические идеи, которые стали приживаться в гитарной среде. Так появились гитарные процессоры, которые программным способом моделировали тот или иной звук усилителя и даже модели гитары. В настоящее время эта тема развивается стремительными темпами и многие «пересели» на цифровые приборы. Но как всегда в истории новые достижения с трудом пробивают себе дорогу. И дело в том, что каждый новый шаг к прогрессу что-то дает и что-то отнимает. Прогресс есть относительный регресс. Многие рок-музыканты, привыкшие играть на аналоговой аппаратуре, совершенно не принимают процессорного цифрового звука. Этими музыкантами в один голос утверждается, что цифровой звук не имеет энергии, красок, он мертв и «одинаков», с резиново-пластмассовым оттенком… Не правда ли, в истории гитары такие слова уже неоднократно звучали. Сначала классические гитаристы не принимали ногтевой способ звукоизвлечения, который добавлял громкости, но отнимал глубину и томное благородство звука при игре подушками пальцев. Появление электрогитары далеко не все восприняли как прогресс. Звук электрогитары был настолько электрический, совершенно «мертвый», что требовал от музыкантов полной перестройки восприятия звука и техники игры. Далее, джазмены-электрогитаристы просто затыкали уши от фальшивых «подтяжек» рок-гитаристов (и примитивной игры) со звуком «бензопилы».
Теперь все повторяется снова! Цифровые приборы для традиционных рок-гитаристов вошли в конфликт с ортодоксальным пониманием звука электрогитары. Возможно следует как-то менять взгляд на гитару ведь логика подсказывает, что именно цифровым процессорам принадлежит будущий «модный» звук гитары. Каким он будет на следующем витке развития, покажет время…