“Гитара. От классики до рока.”
500 лет развития гитары в одном концерте
Интервью с художественным руководителем международного фестиваля “Гитара. От классики до рока.” Евгением Финкельштейном.
Евгений Финкельштейн — один из лучших классических гитаристов России. Окончил Российскую Академию Музыки им. Гнесиных и аспирантуру (класс профессора Александра Фраучи). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Профессор, заведующий кафедрой классической гитары Московской Государственной Классической Академии им. Маймонида.
— Подробнее >
Предисловие
Гитара — самый популярный музыкальный инструмент. Ее звучание можно услышать и в народной музыке, и в классической, и в джазе, и в роке.
Благодаря широте направлений и стилей, появилось, соответственно, и большое количество разных конструкций инструментов, которые имеют и свои технические приемы игры. Можно сказать, что сегодня гитара это общее название десятка разных инструментов!
Около 10 лет назад в Москве появился очень интересный музыкальный проект Евгения Финкельштейна “Гитара. От классики до рока”. Автор решил объединить все разновидности гитар и разные стили музыки в одном концерте. Идея для многих могла показаться спорной, ведь у каждой гитары, каждого стиля своя аудитория. Трудно представить, что человеку, пришедшему на концерт классической гитары, понравится электрический “грохот” гитары в стиле хеви металл! И наоборот, энергичному мальчишке-рокеру, классическая гитара может показаться скучной. Тем не менее, как показала жизнь, именно такие концерты, где происходит постоянная смена форматов, интересны любителям гитары! Более того, слушая разные направления гитарной музыки, зрители открывают для себя что-то новое и даже меняют свои прежние устоявшиеся представления о гитаре.
Но что немаловажно, во время концерта зрители видят всю историю гитары, ее 500-летнее развитие от эпохи Возрождения до наших дней. Программа “Гитара. От классики до рока” как нельзя лучше отражает принцип “Развлекая просвещай”. Таким образом, концерт несет в себе культурно-просветительскую, образовательную функцию.
Мы встретились с Евгением Финкельштейном, чтобы поговорить о его проекте и планах на будущее.
Как возникла идея проведения такого необычного гитарного концерта?
Евгений Финкельштейн: В 2012 году на сцене Московского международного Дома музыки состоялся первый международный фестиваль “Гитара. От классики до рока”. Это событие не имело прецедентов. На одной сцене встретились абсолютно разные гитары и стили: барочная и электрогитара, классическая гитара и фингерстайл, лютня, фламенко, русская семиструнная гитара… Звучала музыка разных эпох и стилей. Зрители могли не только услышать блестящих российских и зарубежных гитаристов, но и увидеть всю историю гитары. Это было ярко, живо, интересно и познавательно.
И после того, как этот фестиваль прошел с таким огромным успехом, захотелось сделать гастрольную концертную программу, в которой бы отражалась основная идея фестиваля — сочетание разных гитар, разных эпох и стилей музыки. Лютня, барочная гитара, классическая гитара и электрогитара стали квинтэссенцией этого концерта.
Для участия в проекте я пригласил ярких представителей этих направлений.
Дмитрий Малолетов, электрогитарист, блестяще владеет “фортепианной” техникой игры на гитаре (TouchStyle). В его исполнении электрогитара абсолютно самодостаточна, он может играть один, создавая богатую фактуру — линию баса, аккомпанемента, соло, без сопровождения других инструментов. Это звучит интересно, виртуозно и отражает современные подходы в развитии гитары. На мой взгляд в концепции данного концерта это наилучшее представление электрогитары.
Андрей Чернышов, лютнист, исполнитель на барочной гитаре и певец, погружает зрителей в мир эпохи Возрождения и барокко. Магическое звучание лютни завораживает. Кроме того, что Андрей Чернышов является замечательным инструменталистом, он еще и прекрасно поет — это привносит в концерт особую краску и разнообразие.
(прим. автора — Евгений Финкельштейн в концерте представляет классическую гитару)
Вы довольно оригинально построили концертную программу. Расскажите о ней.
В первом отделении каждая гитара звучит соло. Это экспозиция инструментов. Музыканты играют по две-три пьесы и благодаря этой довольно быстрой смене звуковой картины концерт получается динамичным. А во втором отделении звучат не только сольные произведения, но и ансамблевые. Музыка Антонио Вивальди и других авторов звучит в необыкновенном сочетании лютни, классической и электрогитары. Кроме этого, в программе есть интересные номера, например, пьеса Джона Доуленда, написанная 400 лет назад, для игры на гитаре в 4 руки. Мы сделали оригинальную версию песни Greensleeves, которую поет Андрей Чернышов. Утонченное соло рок-электрогитары под аккомпанемент лютни и классической гитары звучит как некое соединение эпох! Есть и другие интересные произведения, которые мы подготовили для зрителей.
Вы выступаете в разных городах России и бывали с концертами за рубежом. Как принимает публика такой необычный гитарный ансамбль?
Первый наш концерт состоялся в филармонии города Магадана в 2013-м году Он прошел с огромным успехом! (прим. автора: см. архивное видео с этого концерта в конце статьи)
Кстати, в наших концертах мы исполняем не только произведения известных композиторов. Так в Магадане прозвучала пьеса, написанная Дмитрием Малолетовым специально для нашего необычного состава — лютня, классическая гитара и электрогитара. Мы так и оставили рабочее название этой пьесы “Трио для Магадана”.
С этой программой мы выступали во многих городах России и странах СНГ. Конечно неоднократно выступали в Москве: в филармонии, в Международном Доме Музыки, в центре Юрия Башмета и других залах столицы. Все концерты прошли замечательно, хотя у некоторых постоянных филармонических зрителей возникало удивление. Такого сочетания инструментов и построения концерта они еще не видели. И мне иногда зрители говорили, что до этого им трудно было представить, что в одном концерте могут уживаться столь разные музыкальные направления. Но как раз в этом разнообразии и заключается замысел. В результате концерты проходят живо, интересно, и, что немаловажно, познавательно.
Расскажите о своих планах. Когда ваш ближайший концерт?
У нас запланированы выступления в этом и следующем году. Ближайший концерт состоится 20 апреля (2023 г) в усадьбе дома Васильчиковых. Это очень уютный зал, который располагается в особняке XIX столетия. Когда-то в этот дом приходили и А.С. Пушкин, и Н. В. Гоголь, а сейчас здесь находится музей и проходят концерты. Я думаю и нам, музыкантам, и зрителям будет приятно встретиться в этом историческом месте. Мы будем рады видеть всех любителей гитары и музыки!
Евгений Юльевич! Большое спасибо за интервью. Мы надеемся, что многие читатели захотят прийти на ваши концерты. Желаем вам и музыкантам вашего трио творческих успехов.
Беседовала Марина Серебрякова
“Трио для Магадана”
Архивное видео с первого концерта программы “Гитара от классики до рока” 11 марта 2013 г.