Андрей Чернышов – российский лютнист и певец, круг творческих интересов которого лежит в области исследования и исполнения музыки Возрождения и Барокко.
Является основателем и художественным руководителем ансамбля старинной музыки «Canto Vivo»
В 2003 году Андрей окончил Государственную Классическую Академию им.Маймонида как классический гитарист в классе Е. Ю. Финкельштейна. Еще будучи студентом Академии увлекся игрой на лютне под руководством Олега Тимофеева (США). Серьезной вехой на творческом пути музыканта стали занятия с А. А. Суетиным, первым российским лютнистом. Музыкант совершенствует свое мастерство на мастер-классах ведущих мировых лютнистов (Hopkinson Smith, Nigel North, Rolf Lislevand).
В 2010 Андрей Чернышов открыл курс в Академии им.Маймонида «Исполнение музыки для старинных щипковых инструментов на классической гитаре».
В 2015 основал образовательный проект «Первая лютневая школа». Мероприятия этого проекта включают в себя как просветительскую работу в интернете, так и очные мероприятия – Летние и Зимние Лютневые школы в г.Муром, дистанционные занятия и тематические лекции.
В настоящее время Андрей активно гастролирует в России как со своим ансамблем «Canto Vivo», так и соло. Является постоянным участником многих международных проектах в области старинной музыки и музыки для щипковых инструментов.
В чем сложность игры на лютне?
Андрей Чернышов: Технически освоение лютни для гитариста процесс не очень сложный. Конечно техника звукоизвлечения и сам подход к эстетике звука иной, но общего очень много. Сложность в понимании музыкальных контекстов тех времен, изучении и усвоении многих, ныне невостребованных аспектов, о которых даже не особенно задумывается современный музыкант. Например – музыкальная риторика. Из технических проблем самая главная это многочисленные басы на лютнях эпохи барокко, например чтобы играть музыку Вайса нужна лютня с 13 парами струн и совершенно отличным от гитары терцовым строем. Сложно расширять свое сознание годами привязанное к привычному гитарному строю. Не боятся других настроек, инструментов со странными строями – например теорбой с ее инверсионным строем, где самая высокая струна – третья. Довольно большую проблему представляет игра бассо континуо в ансамбле. Надо не только отлично гармонически владеть инструментом, но и правильно разбираться в хитросплетениях цифрованного баса. Что и когда уместнее сыграть.
Расскажите о барочной гитаре.
Барочная гитара для меня это прежде всего инструмент аккомпанемента. Песни, игра в партии континуо в ансамблях. Как сказал мой коллега – это барабан со струнами. Именно за четкую пронизывающую ансамбль или оркестр хорошо организованную ритмическую игру и ценю я эту гитару. Да у нее есть довольно обширный репертуар традиционных испанских танцев, авторы которых известны гитаристам – Г.Санз, С.де Мурсия. Также довольно много написано «нормальной» барочной музыки в виде сюит для гитары соло – Р.де Визе, Ф.Корбетта. Иногда в концертах я исполняю произведения в качестве краски. Барочная гитара — инструмент безусловно интересный, имеет современных виртуозов и благодарную публику.
Вы участвуете в проект «Гитара. От классики до рока”. Что он для Вас значит?
Этот проект, предложенный Евгением Финкельштейном, интересен прежде всего для публики, которая в одном концерте может открыть для себя совершенно разные грани гитарного мира. Именно этим, возможностью собрать в одном зале поклонников казалось бы несовместимых направлений и интересен он мне. Ну и конечно выступление на одной сцене с настоящими Мастерами своего искусства тоже очень вдохновляет и будоражит. Я люблю наши совместные концерты. В них стираются грани и условности привычного академического формата.
Андрей спасибо за интересное интервью. Я уверена, что читатели с огромным удовольствием посетят ваши концерты, в которых звучит просто волшебная музыка!
Беседовала Марина Серебрякова
20 апреля 2023 года концерт «Вселенная гитары»
Е. Финкельштейн (классическая гитара), Андрей Чернышов (лютня, барочная гитара, вокал), Дмитрий Малолетов (электрогитара)