Многие думают, что для оценки музыкального произведения достаточно чувств, так как искусство воздействует напрямую, бьет сразу в сердце. И образование тут не треубется, искусство надо чувствовать душой.
Читаю Боэция, философа и музыкального теоретика, который опровергает эту позицию. Он утверждает: для того, чтобы глубоко прочувствовать и оценить произведение искусства одних только чувств недостаточно. Кроме этого нужны ЗНАНИЯ (образование). Без знаний восприятие (и оценка) будет поверхностной.
Попытаюсь доказать, что Боэций на 100% прав.
Простой пример: Берем какое-то музыкальное произведение. Слушаем. Получаем впечатление на уровне «нравится-не нравится».
После этого собираем информацию: читаем об авторе, его биографию, историю создания произведения, изучаем новаторство музыкального языка, который композитор применил, читаем аналитическую прессу, которая обращает слушателей внимание на детали и тд.
Теперь, получив весь этот «бэкграунд» (знания), слушаем произведение еще раз. И вдруг, оно РАСЦВЕТАЕТ. Осознаешь, что эту музыку ты слушаешь совсем «другими ушами». Она производит совсем другое впечатление. И соответсвенно оценка произведения идет уже совсем по другой шкале.
И если музыка это абстрактный вид искусства, и роль чувств здесь велика, то в других видах искусства, например, в литературе, роль знаний имеет еще бОльшее значение.
Без образования у человека не может быть хорошего вкуса. Ведь уши есть и у животных.
П.С. Продолжение…
Профессиональная деформация восприятия….
«Дорогая, давай выключим музыку… Я не могу сосредоточиться…»
Недавно я написал пост, в котором утверждался тезис; чтобы глубоко прочувствовать произведения искусства одних только чувств не достаточно. К ним нужно добавить и понимание, на основе определенных знаний, теоретических или эмпирических.
В процессе дискуссии у некоторых комментирующих мелькала мысль, что знания зачастую только мешают чувствам. И это действительно имеет место. Особенно этим страдают узкие профессионалы, которые сосредоточены исключительно на своей области. Их восприятие имеет аналитический взгляд, направленный на отдельные элементы и детали.
Как-то мы слушали одну классную вещь и знакомый барабанщик с кислым выражением лица говорит: «….Фигня полная…». Я не понял реакции и спросил почему он дал такую оценку? «Бочка звучит хреново, рыхлая….записано плохо…». То есть, слушая песню, этот барабанщик не обращал внимания ни на голос вокалиста, ни на текст, ни на мелодию/гармонию. Он не воспринимал произведение в целом, был сосредоточен только на одном аспекте — звуке ударных.
Как бороться с этой профессиональной деформацией? Пишите в комментариях… Интересно узнать ваше мнение.