Концерты «под фанеру»
Дмитрий Малолетов
Статья для журнала Music Box
Не секрет, что подавляющее большинство «звезд» отечественной эстрады выступают на сцене под фонограмму. Музыкальный спектакль, где актеры играют роль настоящих музыкантов и певцов, стал настольно обыденным явлением, что постепенно это действо кажется какой-то нормой, атрибутом музыкальной жизни. Вообще, когда говорят о «фанерной» работе музыкантов, то разговор сводится в какую-то морально-этическую плоскость. Типа, «как музыкантам не стыдно обманывать народ!». Конечно «фанерный» концерт, когда все это делают взрослые люди на глазах многотысячной публики, не может вызывать приятных ощущений. И часто в околомузыкальных кругах раздаются голоса негодования или насмешки по этому поводу. Но в данной статье я хотел бы оставить в стороне эмоции и спокойно проанализировать причинно-следственные связи появления этого феномена как «фанера», особенно в нашем отечественном, как всегда утрированном, ее проявлении. Конечно, осветить эту тему полностью в рамках статьи невозможно, поэтому остановимся лишь на базисных моментах этого явления.
Во всем виноват кинематограф и телевидение…
Некоторые думают, что под «фанеру» музыканты начали играть только во времена «ласкового мая»… Нет, гораздо раньше. При создании первых звуковых кинофильмов актеры уже были вынуждены артистично открывать рот и «играть», к примеру, на гитаре, не зная даже как ее держать. Вспомните, к примеру, новогоднюю «Иронию судьбы», где главная героиня, польская артистка, с трудом говорившая на русском языке, пела романсы голосом Аллы Пугачевой. (Эти песни стали поистине народными, а в титрах, кстати, не было даже исполнителя песни…)
Вторая стадия развития «фанерного» выступления это видеозапись праздничных концертов и других «огоньков». Даже джаз-мены, играющие импровизационную музыку, вынуждены зачастую выступать под «фанеру», дабы попасть на голубой экран. Режиссеры музыкальных программ по разным причинам особо не стремятся грамотно показать именно музыкальную сторону шоу, главное для них, как и для кинематографистов — картинка. Так в недавнем прошлом бросилось в глаза удручающее зрелище – один из концертов по заказу ОРТ Игоря Крутого. Звучит электронная MIDI-болванка, а на экране эстрадно-симфонический оркестр… Дирижер машет руками под секвенсор! Бедная скрипичная группа! Выпускники консерваторий водят смычками туда-сюда, в надежде получить 20-30$. И все это задумано, ради богатого красивого визуального ряда. Но разве такая безвкусица может быть красотой? Ведь красота это целесообразность.
В последствии телевидение и кино в музыкальной сфере переплелись в форме видеоклипов, которые стали уже некой новой формой искусства. Многие певцы стали популярными только за счет внешнего вида, который зачастую стал преобладать над аудио информацией. Крен в сторону визуализации музыки привел к тому, что на концерты зрители стали ходить не столько послушать музыку, сколько просто посмотреть на любимого артиста. И в этом случае аудио звучание уходит на второй план, а на первое – свет, дым, лазеры, эстрадный балет, т.е. чисто визуальные эффекты. Зрители смотрят спектакль, не вдаваясь особо в технические детали, типа, откуда идет звук, кто там что играет и т.д. По этой причине многие звезды даже заменяли «фанерных» музыкантов (ведь всем понятно, что они не играют, а только стоят для вида) на танцевальную группу, которая более эффективно заполняла пустоту сцены и привносила в концерт хоть какой-то «экшн».
Таким образом, кинематограф и особенно телевидение хорошо постарались над созданием фундамента «фанерных» концертов. Те проблески концептуальных телепередач, в которых играли музыканты «живьем» давно погасли. Говорят, что народу не интересно смотреть на потеющего музыканта, который в напряжении сил играет на инструменте, одетого в майку и кроссовки. Гораздо приятнее наблюдать промытого мальчика-актера в блестящей рубашке, который, особо не надрываясь, играет роль певца, как в кино. Рейтинги показывают именно такую статистику (хотя кто их проводил и каким образом остается загадкой). Ну что ж телевизионщикам виднее, ведь они профессионалы.
Во всем виновато MIDI…
Развитие электронных инструментов и цифровых устройств также повлияло на распространение «фанеры». Музыку называют «живой» ту, которая создается в реальном времени, т.е. когда музыканты играют на музыкальных инструментах у тебя на глазах здесь и сейчас. Но «секвенсорные» или «луповые» технологии уже в самом основании имеют «фанерность» — многоканальное наложение и использование заранее записанных отрезков. Попытки играть такую музыку «живьем» в классическом понимании этого слова, значит нарушить всю концепцию этих электронных музыкальных стилей. Например, современная танцевальная музыка… Как же это все играть «живьем»? Как это вынести на сцену? Не может же музыкант выйти с компьютером и нажать при зрителях кнопку «плей». В поп-музыке те же проблемы… Аранжировщик использует кучу звуков, подкладов, арпеджиаторов, спецэффектов, лупов и получается хит! Потом на этот хит снимают клип. Песня естественно поступает на экран, в радиоэфир. А далее пошел сенокос — концерты… Но классический состав – ударные, клавишные, бас, гитара и саксофон все это сыграть не могут по определению. В записи изначально не принимали участие «живые» инструменты. А если все это играть в классическом составе, то получается звучание что-то типа «скрипка, бубен и утюг». Конечно, решить вопрос можно. Музыканты могут играть сверху «болванки», на которой записано все то, что невозможно воспроизвести «живьем». Это очень распространенная система работы западных звезд. Но при этом получается усложнение коммутационной схемы. Такую группу трудно озвучить (для этого требуется большая трата сил и средств). А кому в наше время хочется тратить лишние усилия, причем когда результат в любом случае будет одинаковый. Постепенно звезды приходят к выводу, что лучше выступать под фонограмму «минус один» (без голоса), а музыканты сверху будут только «шуршать», создавая «живой» колорит. А где «минус один», там постепенно и «полный плюс», замена музыкантов-профессионалов на длинноволосых актеров или на танцевальную группу…
Кстати, на Западе происходит та же история, только конечно в более цивилизованной форме. Там невозможно уж так откровенно вызывающе показывать «фанеру». Да и культура музыкальной индустрии, традиции все же не дают циничным дельцам развернуться на полную катушку. Поэтому на пластинках многих Западных звезд мы слышим один звук, а концертный вариант – совсем другая картина, наполненная живой игрой. И от этого концерт только выигрывает.
Во всем виноваты деньги…
Конечно основная причина любого явления, как правило, лежит в экономической плоскости. «Фанерные» концерты в силу их малой себестоимости приносят соответственно максимальные прибыли. Аппаратуру везти с собой не надо, музыкантам можно платить копейки и сократить их до минимума, и т.д. и т.п. Звезде выгодны «фанерные» концерты еще тем, что ей особо не приходится напрягаться. То есть не надо соблюдать режим дня, репетировать, поддерживать рабочую форму. Кроме этого, ощущается свобода, так как звезда меньше зависит от людей – музыкантов, звукорежиссеров, технического персонала и т.д.
Кроме этого, в повествование надо ввести новых героев, а именно организаторов концертов, которые относятся к особому классу бизнесменов. Если музыканты, «звезды», звукорежиссеры, вообщем творческая половина, еще могут иметь какие-то мотивы для того чтобы работать «живьем», то организаторы концертов, пытаясь максимально снизить затраты на проведение шоу, совершенно в этом не заинтересованы. Что значит привести или арендовать профессиональную аппаратуру, световое оборудование! Это же тысячи, а то и десятки тысяч долларов! А сколько хлопот! Хотя сейчас ситуация кардинально изменилась, все равно во многих городах порой трудно найти нормальный гитарный усилитель, не говоря уж об отстроенных барабанах, качественных компрессорах, пультах и т.д. Кроме этого, все это хозяйство надо грамотно обслуживать – нужен целый штат специалистов. Бедность регионов очень способствовала развитию «фанеры» и у «звезд» появился козырь, мол, я не могу работать живьем, для этого нет элементарных условий. Причем даже если эти условия и есть, то уже трудно перестроиться – появляется «фанерный» синдром. «Живая» работа становится стрессом.
Вот и происходит разговор устроителя концерта со звездой, в котором «импресарио» достает калькулятор и показывает будущую прибыль от «фанерного» концерта и от «живого». Да и заметьте, без всяких стрессов и лишних волнений. И все понятия как «духовная потребность», «творческая совесть» полностью разбивает один аргумент – прибыль, деньги.
Во всем виноват наш народ …
Телевидение, MIDI, максимальные прибыли и другие моменты способствующие развитию «фанеры» есть внешняя сторона проблемы. Внутренний спектр явления в том, что все это, как говорят музыканты, «хавает народ». Вот если бы публика, видя «фанерное» выступление, требовала обратно деньги за билеты и больше бы вообще не ходила на эти концерты, тогда все запели бы «живьем» или придумали бы более завуалированные формы работы. А так проблем нет. Билеты продаются, а после концерта все счастливы. Всем вроде хорошо. Что еще и нужно?
Меня долго мучил вопрос. Почему же зрители когда видят откровенную «фанеру» не имеют ничего собственно против. Ну должно же хоть самолюбие как-то сказать: «Тебя дурят, считают за полного лоха, а ты, вохлак, платишь им деньги и хлопаешь в ладоши…» Многие думают, что народ просто не понимает, то есть не может отличить живой концерт от фанерного. Это не так. Как минимум 25% в зале все понимают и народ наш не такой уж дурной, как это кажется некоторым. Причина в том, что, во-первых, наши зрители, особенно в провинции добродушные люди. Они все прощают… Они думают, что все это так и надо…
Но главное конечно — общая историческая среда. Что такое «фанерный» концерт по сравнению с теми обманами народа, которые пережила наша страна. Сначала им обещали фабрики и заводы, потом догнать и перегнать Америку, потом надежды перестройки, потом общее народное богатство каким-то образом присвоили себе какие-то люди, ну а потом вдогонку сделали финансовый кризис на который списали все долги и тем самым отняли у населения последнее — их сбережения за всю трудовую жизнь… После такого, обман «фанерного» концерта – ничтожный мизер! Да, народ у нас терпеливый… И в эту эпоху всеобщей лжи «фанерный» концерт точно отражает действительность и настроение масс. Что-то настоящее, подлинно художественное, правдивое невольно рассматривается как некий чужеродный элемент, несвойственный окружающей жизни. А глядя на откровенное вранье, идущее со сцены, быть может у какого-то зрителя возникает мысль: «Вот как люди там в Москве делают «бабки»… Ну что ж если им можно, так и мне можно. Если они сумели, так и я смогу…» Таким образом, в воздухе царит дух всеобщего обмана, одобрения и даже восхищения теми пороками и грехами, которыми пронизана наша жизнь. И «фанера» в этой атмосфере не только не вызывает возмущения, но даже как-то негласно одобряется и поощряется.
Словом, фанерный концерт, как жанр искусства, отражает окружающую действительность. Ведь вокруг процветают «фанерные» лекарства (подделки), «фанерные» банки, в которых отмываются деньги, «фанерные» политики, которые играют роль борцов за справедливость, а на самом деле, просто зарабатывают деньги… и т.д. и т.п.
И напоследок…
В одном из интервью известный музыкант, руководитель группы «Арсенал», Алексей Козлов так сформулировал понятие «талант»: «Талант это то, без чего человек не может жить…» Игра на инструменте, пение песни и другие виды творческой деятельности для талантливого человека это прежде всего удовольствие, счастье, которое нельзя ничем заменить. Так общаясь с Владимиром Кузьминым, который дает по 25-30 концертов в месяц уже на протяжении 25 лет, я понял, что этот музыкант живет только музыкой, без которой жизнь, по сути, теряет всякий смысл. Как-то, после очередного концерта (это был уже третий в день на разных площадках), он сказал, что очень устал и был полностью обессиленным. У меня вырвалось, типа, может съездить отдохнуть, покупаться в теплом море и т.д. И тогда он сказал поразительную вещь — для меня это не отдых, лучший отдых концерт…
А теперь попробуйте заставить этого музыканта играть под фанеру. Он не сможет, потому что ему это не позволит его талант, который будет пробиваться через пальцы, голос, через все что можно. Ему нужна реализация потенциала, иначе будет взрыв! Скажите летчику, чтобы он никогда не летал на настоящем самолете, а всю жизнь «пролетал» в тренажере, который не падает, не попадает в грозу, у которого ничего не отказывает, где нет никакой отвественности! При этом еще и ордена будут давать»за боевые заслуги»! Да разве кому-нибудь из летчиков, отдавших всю жизнь авиации, нужна такая «карьера»?
Свою любовь музыканты передают зрителям в виде произведений искусства, тем самым украшают нашу сложную реальную жизнь, наполненную ежедневными проблемами и суетой. «Фанерный» музыкант лишает себя такого удовольствия и удовлетворения. Он это перестает понимать и поэтому его становится просто жалко… И не завидуйте их легкому хлебу, «фанерщики» не так счастливы как это может казаться со стороны…
* * *
Итак, в данной статье мы рассмотрели основные мотивы распространения фонограммных концертов. Как вы понимаете, данная тема имеет довольно широкий спектр. С одной стороны это экономическая выгода, — наш народ, способный простить все любимому артисту. С другой, современные компьютерные стили музыки, в которых изначально нет «живых» инструментов требуют новых форм проведения концертных выступлений. И имеет ли смысл пытаться играть живьем танцевальный трек в составе биг-бэнда, когда данный стиль имеет совершенно другое основание?
Мне попадались разные публикации по поводу фонограммных концертов. Беседовал я с сильными мира сего о разработке закона, запрещающего выступать под фонограмму. Но кто будет это контролировать, а главное, каким образом, сказать трудно. Один из деятелей шоу-бизнеса выдвинул идею создать специальный сайт, где будут указаны все активные фанерщики. Как будто это большой секрет…
Но постепенно ситуация все же выправляется. Во всяком случае, того беспредела, который царил лет 10 назад уже нет. Звезды ходят гореть долго, а фонограмма — совершенно бесперспективный путь. Продюсеры уже не вкладывают средства в безголосых певцов, — в бездарных длинноногих любовниц, в «бедных» родственников. Практика показывает, что вложенные средства с такого «вокалиста» не вернешь, а тупо бросаться деньгами налево направо стало уже не модно. Организаторы концертов пытаются сделать шоу максимально дорогим, дабы оправдать астрономические прибыли и не вызвать каких-то слухов и недовольства. Откровенно надувать публику, при современных ценах на билеты, среди которой все больше состоятельных людей с развитым самолюбием и самооценкой может быть даже не безопасно. Поэтому явная халтура сейчас если и проходит, то все с большим и большим скрипом.
Да и музыканты уже подают голос. Не думаю, что джаз-мен, имеющий три-четыре концерта в неделю в небольших клубах, променяет эту работу на роль попрыгунчика в «фанерной» тусовке. Играющий музыкант может зарабатывать себе на жизнь и не прибегая к услугам «фанерных» звезд.
Не знаю почему, но я с оптимизмом смотрю в музыкальное будущее. Скорее всего, времена откровенной «фанеры» постепенно проходят. Наша музыкальная жизнь будет выздоравливать вместе с общим выздоровлением страны.