В начале были «УШИ»…
Автор Дмитрий Малолетов
«…В самом деле, мастер продуцирует в материи определенную форму, в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый образец, или же такой, который зачат в недрах ума.»
Фома Аквинский
Развитие человечества это, по сути, не что иное как передача информации от одного поколения другому. Каждое поколение привносит в общую копилку свои плоды, расширяя общечеловеческое информационное поле. Так родившийся ребенок попадает в среду обитания своих родителей и с первых дней жизни он впитывает все, что его окружает, усваивая информацию через наблюдение и воспитание. Каждый прожитый земной день до самой старости требует получения каких-то новых и новых знаний, так как каждый день меняется не только погода, но и появляются сотни новых задач, которые надо решать.
Ритм жизни за последние годы резко возрос, количество поступающей и доступной информации в современном мире превышает самые мыслимые пределы… А голова людей остается такой же маленькой и в объеме никак не увеличивается…
В этих условиях многие педагоги по самым разным дисциплинам задумываются об ускорении процесса обучения. Обучение и есть не что иное как «сбор и хранение» информации. Ведь под термином «образованный человек» или «профессионал» мы понимаем ничто иное как человека, который усвоил ее достаточное количество (выучился), хранит ее в своей ПАМЯТИ и на ее основе отработал навыки, доведенные до автоматизма. Именно знания (т.е. наличие закрепленной в памяти информации) во многом отличают одного человека от другого, например, цивилизованного человека от папуаса сохранившегося первобытного племени. Судите сами, если кого-то назовут, типа, «Ну ты, деревня!», то это означает не что иное как, «ты прожил в деревне, ничего не видел, ничего не знаешь». То есть информационное человека поле ограничивается узким кругом – «деревней». Забегая вперед, хочется сказать, что и в узком информационном пространстве, как сказал бы Ф. Достоевский, «можно большую жизнь прожить», так как информация имеет не только длину и ширину, но и глубину. А она при более глубоком анализе оказывается гораздо, гораздо важнее. Но об этом чуть позже…
В любой области человеческой деятельности люди работают над повышением эффективности получения знаний и их запоминания. Так, например, становится очень популярной методика скоростного чтения, при которой «Войну и мир» можно прочитать за пару часов, скоротав время в дороге. На прилавках магазинов часто можно встретить книги примерно такого названия «Английский Язык за 110 минут». Все это в духе времени! У современного человека есть острая необходимость делать все быстро, налету и бежать по жизни семимильными шагами.
Нечто аналогичное наблюдается и в музыкальном образовании. Молодые люди, покупая гитары, стараются как можно быстрее научиться играть, ищут чудо-педагогов, которые им могут дать какие-то тайные только им известные ускоренные методики…
И данная статья, в принципе, именно на эту тему, об эффективности музыкального образования, о получении реального результата, на основе прочного фундамента, хотя многим может показаться, что методы, предлагаемые в ней, ну совершенно не вписываются в философию нашего «мига между прошлым и будущим».
Идея написания данной статьи пришла ко мне во время чтения необычного методического пособия по английскому языку Н. Ф. Замяткина «ВАС НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ». Меня привлекло необычное название, которое что-то совершенно противоречило духу времени – завлекать клиента «золотой рыбкой» и прочей «халявой»…
Изучая методику, я приходил к удивительным выводам, что система обучения английскому языку Н. Ф. Замяткина (который преподавал долгое время языки в США) очень тесно связана с музыкальным самообразованием, обучением игры на музыкальном инструменте. К этой системе я пришел интуитивно, пытаясь как-то найти ответы на собственные вопросы и часто своим студентам повторял, что никто вас играть на гитаре не научит, вы можете научиться только сами.
Не вдаваясь в детали, хочется остановиться на этой методике.
Техника Н. Ф. Замяткина «MATRIX»
Наверное многие из вас, уважаемые читатели, изучавшие в школе, а потом и в институте иностранный язык, в какой-то момент приходили к выводу, что вы совершенно не понимаете ровным счетом ничего, когда попадаете за границу в реальную среду, при прослушивании англоязычной песни или просмотра оригинального кинофильма. Почти 10 лет изучения английского (5 лет школы + 5 лет института) и никакого толку! Тут можно даже нажить комплексы! Для того, чтобы вас успокоить по этому поводу хочется сказать, что даже многие выпускники институтов иностранных языков, приезжая на практику в США, с трудом понимают смысл повседневной разговорной речи простых людей, не говоря уж о «базаре» баскетбольных площадок, гламурных тусовок, сленга черных кварталов. При этом эти же самые выпускники могут делать прекрасные переводы, писать грамотные письма и даже свободно читать английских классиков в оригинале. Что же получается? Читать и писать человек умеет, а понимать речь и выражать мысли — нет. Можно ли такого человека, который не может понять о чем его спрашивает продавщица супермаркета, назвать человеком знающим язык? Видимо нет. Нечто аналогичное я часто наблюдаю с молодыми музыкантами, осваивающими, к примеру, джаз, которые прекрасно знают гармонию II-V-I, могут объяснить любую замену, вот только музыки под названием джаз на этой гармонии услышать в реальном звуке порой ну никак не удается.
Причина многих неудач в образовании заключается в том, что человек встает на неправильный путь в самом начале, то есть он нарушает алгоритм поступления и закрепления информации. Нарушается при этом, как вы понимаете, и выход полученной информации, а также все ее производные, в частности, профессиональные навыки.
Таким образом, причина того, что люди десятилетиями учат язык, а потом не понимают о чем идет речь даже в детских мультфильмах происходит от того, что человек учил язык «глазами», через написанный текст на бумаге, по учебникам и словарям, схемам и таблицам… И лишь потом эти знаки он превращал в звуковую материю, пытаясь воспроизвести написанное. При этом саму речь носителя языка он никогда толком и не слышал…. Практика показывает, что этот путь не дает результата. В лучшем случае человек научиться только хорошо читать. Разговаривать при таком подходе, как и слышать, человек также не научится, даже зная грамматику и имея словарный запас, так как при такой системе обучения «I like your eyes» будет мало отличаться от «Ай лайк йо ас».
Методика Н. Ф. Замяткина заключается в том, что надо изменить подход в обучении и начинать именно со слуха, т.е. с постоянного многочасового прослушивания какого-то одного короткого текста, записанного профессиональным диктором обязательно носителем языка. Текст надо слушать много дней, по несколько часов, в метро, при домашних делах, т.е. когда есть возможность. Затем, (и только потом) переходить к написанному тексту и проговариванию, чтению текста за диктором по каждому предложению, стараясь максимально точно копировать произношение. Далее читать, проговаривать текст самостоятельно, громко, во весь голос, опираясь на образец, который за это время осел прочно в памяти.
Каждый такой отработанный текст автор называет «матрицей», некой формой, на которой в дальнейшем строится здание языка. Это некий шаблон, который вбит в долгую память, уложен «на жесткий диск» человека. Эти шаблоны конечно не могут вместить в себя миллионы всех слов и их комбинаций, но они являются опорой для их освоения. Данный каркас напоминает некий фарватер, по которому следует плыть, он обозначает границы и не дает кораблю уже сесть на мель.
Данная система очень эффективна и дает поразительные результаты. По мнению многих специалистов это единственный путь переломить ситуацию, сдвинуться с мертвой точки и начать понимать речь, научиться говорить, и на этой основе и правильно читать (читая слова так как они звучат по-настоящему).
Заметьте последовательность! Сначала уши, потом глаза…
«Как же это долго! Меня эта система не устраивает!» — скажите Вы! Ну что ж в этом случае вам дорога записаться в клиенты книжных магазинов, где в изобилии учебники, типа, «Английский за 110 минут» или «Английский для чайников». Но уверяю вас этот путь получится гораздо, гораздо длиннее, а по времени он стремится к бесконечности!
Для тех же остатков, которые все же понимают, что «быстро только кошки родятся» стоит перейти к следующей части статьи.
Техника медленного чтения Д. С. Лихачева
Сейчас многие молодые музыканты осваивают секреты игры на гитаре по табулатурам и компьютерным программам, где можно увидеть «где чего зажимать», куда бить… Там же можно даже услышать как это примерно звучит в MIDI. Многие могут подумать, что этот материал заметно ускоряет процесс, повышает эффективность… За один присест можно перелопатить и проанализировать всего Блэкмора! Весь Интернет завален нотами! Однако музыканты от такого изобилия не могут похвастаться адекватным прогрессом. Конечно, музыканты сейчас технически более сильны, чем в прошлые годы, но это и естественно. Но вот резкого, какого-то глобального скачка наличие и обилие доступной информации не дало. Становится понятно, что сама информация представляет ценность только тогда, когда она пропущена через лабиринты собственного опыта и закрепилась в памяти. А это не происходит быстро и обилие информации наоборот распыляет внимание.
Не так давно я с огромным удовольствием посмотрел документальный фильм об академике Д. С. Лихачеве. Так вот в одном интервью он сказал удивительную вещь. Речь шла о его обучении в школе, еще до революции. Методика изучения литературы заключалась в странной на первый взгляд технике медленного чтения. То есть «Евгения Онегина» они изучали целый год!!! Только одну книгу они «потрошили» вдоль и поперек весь год. В итоге, как говорил Д. Лихачев, «я до сих пор наизусть помню строки Пушкина, они всю мою жизнь были частью меня и помогали пережить самые трудные дни Ленинградской блокады». Как же это удивительно, особенно на фоне методик быстрого чтения, благодаря которым «Евгения Онегина» и еще пару «Дубровских и Капитанских дочек» можно прочитать за несколько остановок в метро.
И хотя методики Н. Ф. Замяткина и Д. С. Лихачева вроде как имеют общие точки соприкосновения весьма отдаленно, стоит заострить внимание на одном общем для всех элементе. Во всех случаях лежит длительное запоминание текста и укладки его в какой-то дальний уголок головного мозга, откуда он уже не вылетает до конца жизни. Где этот уголок, как он называется сказать трудно, но вот от туда он уже не вылетает, как это происходит обычно.
Опыт тысячелетий…
И конечно, пытаясь раскрыть данную тему никак нельзя обойти огромный религиозный опыт человечества. Сначала я поставил его на самый передний план, так как он по своей значимости и глобальности имеет гораздо больший вес относительно педагогических методик. Но боясь утомить читателя «проповедями», ( вещи эти тонкие и являются делом сугубо личным), я в кратком виде поместил эту часть в конце…
Постоянное чтение одной книги Нового Завета, Торы, Корана, и других первоисточников это, грубо говоря, «техника медленного чтения». Казалось бы что такого написано в этих книгах, в частности Новом Завете? Короткая (относительно «Войны и мира» Толстого) история Человека – родился мальчик, крестился, рассказывал народу притчи, за что был осужден и казнен, а через три дня воскрес из мертвых. Примерно такой результат, с мелкими дополнениями, люди получают от «техники скоростного чтения» по диагонали. И вот с другой стороны мы видим седого старика, священника, который уже не один тысячный раз открывает свою потертую книгу, читает до боли знакомые строки. Что он там ищет? Ведь он уже лет как 50-60 назад все выучил наизусть! Тем не менее, он снова и снова открывает книгу и снова, и снова читает одни и те же строки.
Молитвы верующих людей, это тоже не что иное как пожизненное запоминание изложенных идей, которые со временем становятся от человека уже неотделимы. По сути, идеи становятся им самим, то есть самим «Я». И попадая в разные жизненные ситуации, когда он стоит перед выбором этот человек имеет опору, которая не даст ему сорваться в бездуховную пропасть. Александр Солженицын писал, что в самых невыносимых условиях, когда людьми начинают править животные инстинкты истинно верующие люди всегда сохраняют человеческое лицо и достойно переносят трудные этапы судьбы.
И другого пути, каких-то более эффективных методик достучаться до истины и ее запомнить человечество, как показывает история, не выработало. Другого пути что-то усвоить на всю жизнь просто нет. Есть только длительное, длительное запоминание и постоянное, постоянное повторение.
Как же все это сопоставить с музыкальным образованием? Для чего, собственно все это написано? Какие выводы следуют из столь многословного повествования?…
1) Первое на что хочется обратить внимание это на слух. В начале всего музыкального самообразования должен быть именно слух, то есть надо слушать музыку. Сначала уши, а потом все остальное. Как можно, например, осваивать джаз, разбирая гармонии и ноты, когда человек не слышал музыку Дюка Элингтона, оркестр Бэнни Гудмена, Джанго Рейнхарда, Оскара Питерсона, Джо Пасса, Чарли Паркера? Для того, чтобы научиться играть джаз, импровизировать, его нужно хотя бы слушать, причем не послушать, не прослушать, а слушать, слушать и слушать, пока музыкальная ткань не осядет в тот «дальний уголок», став некой матрицей-эталоном. Вышеизложенные идеи наталкивают на мысль, что музыку лучше слушать не альбомами, тем более не все подряд как фон, идущий по радио, превращая голову в звуковую сточную трубу, а взять наиболее любимую композицию и слушать ее «до посинения», чтобы она стала «частью тела», как Евгений Онегин для Д. Лихачева, как Библия для священника. Проведите над собой эксперимент, пересильте себя, и попробуйте хотя бы в течении часа прослушать одну композицию, включенную в кольцо. А потом выключив CD, вы увидите, что даже через пол-часа она будет еще звучать в вашей голове, причем в оригинальной тональности. Если же слушать по несколько часов в течении нескольких дней, то данная композиция будет от вас уже неотделима, она будет жить вместе с вами долгое время. Ее ритм станет вашим ритмом, вы вдруг расслышите все нюансы игры, которые станут уже вашими нюансами, а переплетение гармонии, голосоведения для вас будет естественным явлением. Именно это люди имеют ввиду, говоря, «у чернокожих эти ритмы в крови». Они их слышали с детства, они на них выросли. И, возможно эти дальние уголки памяти в какой-то степени на генном уровне передаются по наследству. Многие часто задают вопрос, а почему «фирмачи» так хорошо играют и поют, а наших сразу слышно, так как они играют как-то «не по фирменному». Именно по этой как раз, к сожалению, причине. Один ребенок родился и слушал радио, где звучали лучшие музыканты современности, а другой родился и слушал радио, где с утра до ночи молотили марши патриотических песен. Один ребенок слушал как папа играет блюз, а другой, как папа играет то что сейчас называют шансоном. Таким образом, у этих людей выработана разная «матрица», разные музыкальные шаблоны, разные системы координат звуковой фактуры как по вертикали, так и по горизонтали. Так вот выработка этих «эталонов-молитв» для музыканта это обозначение некой среды, в рамках которой протекает творческая жизнь. И выбор этой среды во многом зависит от человека, его вкуса и в какой-то степени и воли.
2) Техника медленного чтения, или техника долгого прослушивания помимо всего прочего развивает и другие части тела, в том числе и руки. Эти вещи тесно взаимосвязаны. Как можно требовать прекрасной игры от музыканта, когда он просто не представляет себе что надо играть? То есть в его голове нет правильно звучащего образца, ему не на что опереться, при этом он может иметь просто золотые руки в физическом смысле. И вот результат – Джанго Рейнхард, играя двумя пальцами, становится легендой, а человек с уникальными физическими данными полностью теряется в массе. Почему? Да все очень просто! Ведь именно головной мозг дает команды рукам и, как бы, говорит «здесь поддержи, здесь отпусти». А опора и главный критерий находится в идеале, который звучит в голове. Руки это только исполнительный механизм, как принтер, который печатает текст, который идет из компьютера. И если текст в компьютере набран неверно, если нет нужных шрифтов, если он виснет и выдает неправильные данные, стоит ли видеть причину каракулей на бумаге в некачественном принтере? Бесконечная тренировка рук, игра гамм, секвенций и арпеджио полезна, но она никак не заменит главной цели. Не надо подменять понятия и пытаться достичь результата, встав на рельсы, ведущие куда-то рядом с тем, что-то близко к тому, где-то около того. Тренировка рук без внутреннего шаблона, без образца, без идеи, без звучания музыки в голове не даст ровным счетом ничего. В лучшем случае вы приобретете скоростной «лазерный цветной принтер», вот только куда его втыкать и что печатать останется для вас вечной загадкой. И в результате – «за что боролись, на то и напоролись» – вся музыка от такого обучающего процесса напоминает порой набор бессвязных технических упражнений, которые могут быть интересны только таким же «коллегам» (чуть не написал «калекам»). Но вот когда вы слышите в своей душе «что играть», а у вас не получается, здесь самое, самое время тренировать руки, — искать пути получения вот именно того звука, именно той техники, именно тех приемов, нюансов, оттенков! Ведь они в голове как образец! Это есть главная задача – превратить в звуковую материю внутренний идеал. И поэтому многие художники видя жалкое подобие своих творений тому идеалу рвут свои (прекрасные для других) картины, писатели жгут рукописи, актеры не могут смотреть на себя в кино, а музыканты не слушают свои записи. Потому что не всегда получается идеал в материи…
3) Теперь немного практических советов. Для того, чтобы количество перешло в качество не стоит в бой идти широким фронтом. Прорыв обороны, как правило, легче когда все силы сконцентрированы на узком участке. От того, что вы положите в рот много пищи вкуснее, как вы догадываетесь, не станет, да и проглотить эту массу не всегда удается. Опыт людей показывает, что информацию надо закладывать «в дальний уголок» малыми, малыми порциями и не спешить перепрыгнуть из понедельника в четверг. Быстрее все равно не получится, так как в этом процессе есть какой-то временной буфер, естественный отрезок, который, если вы не уникум-феномен инопланетного происхождения, в любом случае придется преодолеть. Чем глубже освоение малого материала, тем дольше он упаковывается, но тем легче будет движение к следующим вершинам, так как память тоже тренируется и нарабатывает «мышцы». Для проверки системы на себе я рекомендую взять какое-либо соло (самое простое!!!) вашего любимого гитариста, вырезать 12-16 тактов и слушать его до момента, когда вы его будете легко пропевать. Не смотрите в ноты!!! Исключите на данном этапе глаза из процесса вовсе. Далее попробуйте этот отрезок пропеть не только внутренним голосом, а вслух, громко, во весь голос, это важно! А далее, это соло по каждой фразе проигрывайте вместе в оригиналом, максимально копируя его, сохраняя все тонкие нюансы. Сначала вы, возможно, не будете попадать в ритм, бэнды будут без вибрации, с недотягом… Но постепенно, постепенно позиции будут отвоеваны. Не играйте в этот период ничего другого. Только эти 12 тактов! Движение должно быть только вглубь, предельно концентрировано, не отвлекаясь на что-то еще. Надо прорвать оборону только в этой конкретной точке. Пусть на это уйдет пять дней, неделя… Но эта работа будет проделана уж точно не зря. Потом, уже импровизируя, сочиняя свое собственное соло, вы так или иначе будете вкраплять наработанные элементы, которые будут звучать фирменно, правильно, как надо! И все ваше дальнейшее творчество будет уже прочно стоять на этой «матрице». Попробуйте, сделайте на себе эксперимент!
* * *
Итак, пора заканчивать. Я понимаю, что многие мысли в этой статье могли быть выражены более кратко и возможно более доходчиво. Ну, так уж получилось… Главная идея статьи отразить наиболее эффективный алгоритм обучения – уши – внутренний слух – руки, где в начале пути именно уши, а не руки. Именно с ушей начинается вся наша жизнь, все познание окружающей среды, так как ребенок еще до рождения на свет, в утробе матери слышит все, что происходит снаружи. И первые месяцы жизни ребенок практически живет ушами, так как глазами видит только свою колыбельку. А первые его слова это не что иное, как попытка копирования родительской речи, которая за год-полтора жизни стала «матрицей», образцом для подражания. И благодаря этому речевой аппарат начинает подстраиваться под копирование речи родителей. В результате чего люди разных национальностей по своему выговаривают звуки.
Изучая тот или иной музыкальный материал в первую очередь его надо слушать. А как слушать? И здесь важный момент – надо слушать долго, долго, долго. Не один раз, а довести прослушивание до такой степени, чтобы вы могли пропеть этот материал внутренним слухом, чтобы он был в памяти. Делать это лучше без инструмента, дабы не отвлекаться. Включать плеер на одну композицию, или даже на отрывок (соло) и слушать… Потом полезно этот отрезок пропевать, как бы, проигрывать виртуально, в голове, внутренним слухом, а еще лучше сольфеджировать (пропевать голосом). И когда после этой работы соло (или другой материал) будет упаковано в голове, вот после этого, опираясь обязательно на оригинал, вбивать это в механическую память, в руки уже на инструменте. Потом, в заключительной фазе, вы переходите к игре самостоятельно, держа в памяти эталон, опираясь на внутренний слух. Поверьте, вы услышите разницу в звучании внутреннего эталона и вашей собственной игры. И в этом и есть главный элемент. «Матрица» вам всегда подскажет что и как делать, а руки удивительным образом будут подчиняться, выполнять команды, сами подстраиваться и находить нужные положения, приемы, штрихи. Накапливая, таким образом, матрицы, образцы, шаблоны, вы в один момент вдруг почувствуете, что ваша игра принимает тот вид, о котором вы мечтаете. И стоит особо отметить, что в отличие от попугаев, которые умеют только копировать звуки, люди умеют на основе шаблона генерировать новые идеи. И образцы, эти наработанные матрицы в этом случае рассматриваются исключительно как стартовая площадка к собственному взлету.
Ну что же хочется пожелать вам, уважаемый читатель, успехов! Теперь остается только выбрать те шаблоны, те образцы, те матрицы, с которыми нужно будет провести несколько дней, недель, месяцев, а потом и лет. И тут стоит помнить народную мудрость «с кем поведешься, от того и наберешься».